Некоторые эксперты уверены: вкладываться, к примеру, в антикварный буфет - это не более чем шопинг, ни о какой инвестиции речи не идет. Цены во всех сегментах искусства резко упали, и рынок коллекционирования переживает очередной кризис. Так во что нужно сегодня вкладывать свои сбережения и стоит ли вообще тратиться на искусство - "РГ" попыталась разобраться в ситуации.
Рекордные суммы, которые покупатели готовы заплатить на мировых аукционах, доказывают, что произведения искусства уже давно воспринимаются как финансовые активы, своего рода "голубые фишки", а не просто дома красоту повесить. Суть любой инвестиции - вложиться и через некоторое время заработать. С искусством то же самое. 7-10 лет - примерно столько должно пройти, чтобы вы поняли, что сделали правильный выбор и купленная вами картина или скульптура выросла в цене и теперь вы можете выгодно ее перепродать.
Таких цен, как сегодня, не было чуть ли не лет пятнадцать - они упали практически на всё. Перепродавать невыгодно, а делать свои первые шаги в коллекционировании - самое время. Но возникает вопрос: с чего начать?
Одни коллекционеры советуют: вкладываться в те периоды и тех художников, которые нравятся, - период, который вас интересует с эстетической, исторической и исследовательской точки зрения.
Другие называют конкретных авторов: к примеру, произведения советских нонконформистов - их через некоторое время после покупки можно будет легко перепродать по рыночной цене. Конечно, это касается первых имен - например Анатолия Зверева, интерес к которому подогревают многочисленные выставки и открытие музея художника в Москве. Его картины на российских аукционах стоят от 300 тыс. рублей, а очень качественные работы уходят за 450-700 тыс. рублей.
Графика Зверева доступнее. Обаятельные рисунки - буквально пара выразительных штрихов на картоне - раскупаются за 30-100 тыс. рублей.
Еще два автора, достойные вложения, - ныне здравствующий Владимир Янкилевский (его графика уходит на российских аукционах в среднем за 200 тыс. рублей) и участник "Бульдозерной выставки" Владимир Немухин (у него стоит присмотреться к скульптуре, стоимость - до 120 тыс. рублей).
Из иностранцев эксперты аукционных домов предлагают делать ставку на немецких и австрийских экспрессионистов, европейское послевоенное искусство, графику. Цены на произведения в этих категориях пока доступны.
Не стоит проходить мимо и молодых художников, наших современников, пока цены на них еще не слишком высоки. Идеальным ориентиром для выбора здесь служат музейные выставки, арт-ярмарки, биеннале современного искусства в России и за рубежом. К примеру, прошедшая на прошлой неделе в Москве ярмарка современного искусства Cosmoscow, где были представлены ведущие галереи и наиболее интересные художники нашего времени. Чем больше внимания получает художник со стороны кураторов, арт-дилеров и критиков, тем больше вероятность его успеха в будущем и роста цен на его произведения. Так что за судьбой понравившегося автора придется последить.
Еще один необычный сегмент - киноплакаты 1930-1950-х годов. Сегодня они стоят 30-40 тыс., но не исключено, что через пять лет вы продадите их в два раза дороже.
Присматриваетесь к антикварным книгам? Учтите, что во все времена дорого ценятся прижизненные издания мировых авторов, редкие экземпляры древних книг. Что касается русской литературы, то очень ценятся авторские экземпляры авангардистов - писателей, художников и поэтов. Часто эти книги содержат рисунки, выполненные от руки, что дополнительно повышает их ценность. Со временем они будут только расти в цене.
Покупая антикварную мебель или старый фарфор, вы приобретаете историю и искусство старых мастеров, несмотря на то что в этом сегменте цены упали больше всего.
Кроме того, красивые и редкие вещи с историческим провенансом (то есть имевшие интересных хозяев) не подешевели. Более того, найти их сейчас - большая удача. Владельцы не хотят с ними расставаться и продают только в случае крайней необходимости.
Покупая мебель или фарфор, не забудьте обратить внимание на сохранность предмета и наличие реставрации. Часто плохая или обширная реставрация значительно снижает цену на произведение.
Ирина Степанова, генеральный директор представительства аукционного дома Sotheby s в России
Как арт-рынок переживает кризис?
Ирина Степанова: Сегменты наиболее дорогих произведений искусства среагировали понижением цен и, как следствие, сокращением предложения качественных работ на рынке. Но уже довольно быстро цены на торгах современного искусства, импрессионистов и модернистов, ювелирных торгах вернулись к докризисным, а затем и вовсе поползли вверх. Все это относится только к разряду топовых вещей музейного уровня.
Цены на вещи среднего ценового диапазона, снизившись в кризис, так и остались на этом уровне. Все это объясняется желанием крупных игроков сохранить деньги в надежных и ликвидных категориях и не разбрасываться на вещи менее редкие и значимые. Не нужно забывать и о том, что многие бизнесы пострадали от кризиса, что вызвало отток большого числа коллекционеров среднего уровня. Сейчас ситуация медленно выравнивается. Ну а для начинающих коллекционеров это хорошая новость. Они могут комфортно войти в рынок.
Cтоит ли сейчас вкладываться в искусство или лучше подождать?
Ирина Степанова: В искусство стоит вкладывать во все времена.
На что лучше обратить внимание?
Ирина Степанова: Сейчас очень хороший момент, чтобы обратить внимание на современных художников, послевоенное искусство и графику 20-30-х годов.
И не нужно бояться смешивать разные периоды - все границы в мире искусства достаточно условны. Художники всегда опирались на опыт прошлых поколений, заимствовали и трансформировали идеи, переживая этот опыт по-своему, поэтому наличие в коллекции работ разных периодов всегда очень интересно.