Судьба статуй, которые некогда украшали крышу здания дворца Мельпомены, вызывала у горожан неподдельную тревогу. Когда при демонтаже у одной из них отвалилась голова, театралы готовы были даже организовать акцию протеста, но до нее, к счастью, дело не дошло. Скульптуры перевезли в специальную мастерскую, где реставраторы под контролем народного художника Киргизии Тургунбая Сыдыкова начали работать над их восстановлением.
- Эти композиции украшали здание театра с 1955 года и нуждались в реконструкции, - рассказал Сыдыков. - Статуи были изготовлены знаменитым скульптором Киргизии Ольгой Мануйловой. И мы приложим все усилия, чтобы сохранить их первоначальный вид - вплоть до мелочей.
Непосредственно реставрацией руководит художник-скульптор Калык Мансуров. Сначала мастер категорически отказывался рассказывать, как идет восстановление композиций. Будучи человеком творческим, он предпочитает не раскрывать секреты и тем более показывать незаконченную работу. Но для "РГ" он все же сделал исключение.
Работают в мастерской одиннадцать человек, среди которых опытные специалисты. Помогают им студенты пятого курса Академии художеств Киргизии, для которых это хорошая возможность применить на практике полученные теоретические знания.
Бережно, по сантиметрам, здесь изучается состояние каждой скульптуры. Потом мастера проводят своеобразный консилиум, на котором принимают решение, как быть с тем или иным фрагментом. Тщательно изучаются первоначальные эскизы, делаются чертежи. Затем элементы скульптур изготавливают из гипса, а после все это заливают полистиролом. Реставраторы приняли решение заменить бетон на наиболее поврежденных участках более легким материалом. Это значительно уменьшит вес статуй, а также сделает их более устойчивыми к температурным изменениям.
- Скульптуры были в ужасном состоянии, - посетовал Калык Мансуров. - Я вообще удивляюсь, что они не рассыпались от ветра, а осколки никому не упали на голову. А ведь самая маленькая из них, только представьте, весит восемь тонн! Стоит такая махина на крыше, разрушается от жары, дождя и снега... Проблема в том, что первоначально при изготовлении композиций были допущены нарушения. Согласно проекту, статуи должны были быть изготовлены из бетона, без добавления каких-либо других материалов. Когда же мы их вскрыли, оказалось, что внутри кирпичи. Естественно, со временем под воздействием осадков изваяния начали разрушаться. Будь они полностью из бетона, сохранились бы лучше.
Особенно много хлопот с мелкими деталями. На восстановление, например, серпа и молота на древке бетонного знамени ушло несколько дней.
Сейчас практически закончены работы под боковыми скульптурами, а уже на следующей неделе реставраторы приступят к самой большой - центральной - композиции.