Слово не воробей
Большой переполох среди тысяч предпринимателей, так или иначе связанных с работой столичных рынков, вызвал несколько дней назад глава администрации Ленинского района столицы Нурдин Тынаев. После очередного рейда по выявлению точек стихийной торговли на Ошском базаре чиновник заявил о возможности смены дислокации торгового объекта.
"Единственное оптимальное решение, которое раз и навсегда поможет поставить точку в вопросе о стихийной торговле, - перенос базара за пределы столицы", - заявил он. Правда, ни сроков, ни нового местонахождения рынка он не назвал. Однако и намека на перенос оказалось вполне достаточно. Успокаивать торговцев пришлось уже мэру Бишкека Албеку Ибраимову. Он поспешил заявить, что глава Ленинского района всего лишь высказал свое мнение. Проблемы рынка - одного из крупнейших торговых объектов столицы - решать, по словам градоначальника, конечно, нужно. Но только комплексно и после широкого обсуждения.
Между тем ситуация вокруг Ошского рынка складывается непростая. Его построили в 1970-е годы и явно не предполагали, что он настолько разрастется. Когда-то это был обычный городской рынок, где шла бойкая торговля пряностями, сухофруктами, орехами и другими продуктами. За оградой продажа чего-либо категорически запрещалась. Но теперь точные границы объекта не знает, пожалуй, никто. Так же, как и конкретное число торгующих. Во время каждого рейда, к примеру, налоговики и представителей администрации выявляют больше тысячи стихийных точек. "Левых" продавцов штрафуют, товар конфискуют, но уже на следующий день на тех же самых местах появляются новые нарушители - без патентов и разрешения на торговлю.
- Рынок перенасыщен людьми, а также общественным и частным транспортом, - сетует Нурдин Тынаев. - Я предложил один из вариантов решения проблемы - перенос базара за черту города, хотя вовсе не имел в виду, что объект будет на какое-то время закрыт. Об этом даже речи нет. Ошский рынок сегодня - частная собственность. Причем владеет им не одно лицо, а более 80 самостоятельных хозяйствующих субъектов. Муниципалитету, в свою очередь, здесь принадлежат лишь дороги, тротуары и проходы между рядами.
Базар "нелегалов"
По словам Нурдина Тынаева, на рынке работают примерно три тысячи человек. Причем имеются в виду только те, кто работает официально - на основании патента, договора аренды помещений и других документов. А ведь сразу после назначения на должность главы райадминистрации чиновник встречался с владельцами рынка, и те заверили, что будут - каждый на своей территории - следить за порядком и чистотой, обзаведутся службой безопасности, которая пресечет незаконную торговлю. Но вышло, как в поговорке: обещанного три года ждут.
- С начала года мы направили в суд 51 материал по фактам незаконной торговли, - говорит чиновник. - По ним уже вынесены решения в нашу пользу. Например, совместно с департаментом лекарственного обеспечения минздрава мы пресекли работу 17 точек нелегальной продажи лекарственных препаратов. И все же я хочу, чтобы люди поняли: как бы то ни было, рынок закрываться не будет. Мы не намерены оставлять без работы такое количество людей.
По данным Ленинской райадминистрации, большинство стихийных торговцев - жители бедных и неблагоустроенных окраин столицы. Разумеется, реализуя свой товар, никаких налогов государству они не платят, полагая, что это в порядке вещей. Зато требуют, чтобы в их жилмассивах были построены школы, проложены дороги, проведены свет и канализация. Причем сделано это должно быть на средства налогоплательщиков.
Беспорядок и антисанитария
Вход на основную территорию Аламединского и Ортосайского рынков закрывают обычно в 17 часов. А рядом с оградой тем временем начинается так называемый вечерний базар, когда широкий ассортимент товаров можно купить дешево и оптом. Рядом с носками, к примеру, бойко продается вареная баранина, обувь, нижнее белье, овощи, зелень. Здесь же жарят шашлыки. О каких-либо правилах реализации товаров продавцы понятия не имеют, впрочем, как и о соблюдении санитарных норм.
- Жареная рыба, котлеты, зелень, колбаса, - зазывает покупателей колоритная продавщица со сказочным именем Ариэль. - Хороший товар, свежий. Люди берут, никто не жаловался. Я тут каждый вечер продаю. Цена за торговое место всего 150 сомов, а внутри - 350.
В 2011 году планировалось провести на Аламединском рынке реконструкцию. На градостроительном совете представили эскизы разных архитекторов. Предполагалось, что рядом с базаром откроют стоянку более чем на четыре тысячи парковочных мест, а сам торговый объект разобьют на зоны - по видам продаваемых товаров. Но судя по тому, что мы видим сегодня, до реализации грандиозных планов очень далеко.
Практически каждый руководитель столичной администрации обещал навести порядок на городских рынках. Например, еще лет десять назад мэр Данияр Усенов предлагал построить на месте действующего Ошского рынка двухуровневую парковку, а рядом открыть новый торговый комплекс на несколько тысяч мест.
Сменивший Усенова Нариман Тюлеев планировал проложить через тот же Ошский рынок улицу Киевскую, заменить торговые контейнеры на современные строения и реконструировать Ортосайский базар.
Дело, начатое Тюлеевым, взялся продолжить Иса Омуркулов. Он начал приводить территорию Ошского рынка в порядок, разогнал стихийную торговлю, однако меры оказались временными. Стоило ослабить контроль, как вокруг базара вновь появились нелегальные реализаторы, и теперь здесь можно найти все - от дешевых колготок до помидоров.
Следующий мэр Бишкека Кубанычбек Кулматов предлагал решить вопрос радикально, убрав рынки за пределы столицы. "Выкупить территории, на которых расположены эти объекты, мы уже, наверное, никогда не сможем, ведь ее стоимость только растет, но можно создать инфраструктуру и экономически выдавить базары", - утверждал он.
Что же касается горожан, то их мнение по поводу переноса рынков за черту Бишкека неоднозначно. По данным социологов, примерно половина жителей столицы сетует на то, что базары не соответствуют санитарным нормам, а из-за их расположения на улицах с оживленным движением нередко возникают пробки. К плюсам рынков, в свою очередь, относят возможность поторговаться и транспортную доступность.
Кстати
В 2015-м году на Аламединском рынке загорелся киоск, где жарили беляши, пирожки и подобную снедь. Сначала никто из реализаторов по соседству не придал значения повалившему откуда-то дыму. Здесь много точек, где готовят шашлыки, поэтому и решили, что у кого-то в мангале разгорелись дрова. Огонь, однако, распространялся очень быстро и вскоре охватил все строение. Пожарные прибыли на рынок через пять минут после вызова, но приступили к тушению гораздо поз-же. Подъехать к месту возгорания мешали многочисленные маршрутные микроавтобусы и частные такси. Их владельцы, бросив машины, пошли поглазеть на пожар.