В энергетике и добывающей промышленности расстояние между объектами измеряется тысячами километров. Управлять ими позволяют активно растущие технологии индустриального интернета вещей. Аналитика больших данных и использование искусственного интеллекта помогают быстро реагировать на нештатные ситуации и эффективно распределять ресурсы. Хорошим примером являются технологии SmartGrid, на основе которых строят умные сети электроснабжения. В развитии автоматизации российских энергетических компаний можно выделить три основных вектора. Первый - вложения в системы управления активами. Второй - использование облачных технологий для оптимизации капитальных затрат, а также компетенций, решений и вычислительных мощностей профессиональных провайдеров сервисных услуг. Третий - внедрение систем реального времени (обеспечение бесперебойной работы вне зависимости от природных и прочих воздействий).
"Мы видим постепенный переход к "интеллектуальной энергетике", где даже не отдельные ИТ-решения, а взаимодействие между ИТ-системами будут помогать компаниям отрасли находить оптимальные решения, - говорит руководитель отдела по работе с предприятиями энергетики, ЖКХ, телекоммуникаций, транспорта и туриндустрии, IBM в России и СНГ Игорь Фроловичев. - Например, разработка месторождения предполагает применение датчиков, расположенных в трубопроводах, в насосах и по всему полю. Сравнение данных, полученных с них, со статистическими тенденциями позволяет оптимизировать технологические показатели скважин. Сотрудники компании, находясь в любой точке мира, могут совместно анализировать визуальные представления всех необходимых данных вне зависимости от того, где они собираются и где хранятся. Используя визуальную модель месторождения, инженеры могут определять метод добычи, который позволит максимально эффективно извлекать наиболее ценную нефть".
Промышленный Интернет вещей подразумевает визуализацию данных при помощи "умных" устройств, особенно на крупных предприятиях с большим объемом производственных данных. Менеджеры могут получать информацию о ежедневной работе предприятия на свои смартфоны или планшеты.
"Промышленный Интернет вещей - одна из наиболее перспективных концепций в мировой промышленности, - говорит директор по маркетингу подразделения "Промышленная автоматизация" компании Honeywell Сергей Попов. - Но уже сейчас стоит задуматься о безопасности, особенно на производстве. IIoT открывает беспрецедентные возможности, но, если использовать его неправильно, возрастает вероятность киберугроз".
"Драйвером развития автоматизации и внедрения ИТ остается атомная энергетика. Здесь продолжит расти спрос на аутсорсинг услуг ЦОД и вычислительные кластеры. Это направление растет из-за требований отрасли к безотказной работе высоконагруженных IT-систем и ресурсоемких вычислений в условиях нехватки собственных ресурсов", - говорит руководитель направления консалтинга и проектирования компании КРОК Александр Дубский.
В основном в энергетике по-прежнему используются зарубежные решения из-за высокого спроса на импортное оборудование. "Даже на критически важных и оборонных объектах чаще всего устанавливается импортное оборудование и ПО, - говорит руководитель проекта НППА, директор по развитию компании "Модульные системы Торнадо" Михаил Камаев. - В России только около половины электростанций автоматизировано. Вторая половина не соответствует критериям V технологического уклада и находится на уровне 1970-х годов. На уровне государства нужно создать новые госстандарты в сфере промышленной автоматизации, а на уровне производителей - объединяться и вместе разрабатывать новые технологии".
По словам члена наблюдательного совета ассоциации "Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций" Евгения Лифшица, автоматизация бизнес-процессов позволяет сокращать операционные затраты и повышать эффективность: "Как следствие, наиболее автоматизированные компании могут предложить рынку наилучшие условия. Сейчас наиболее ориентированы на новые технологии те из отечественных отраслей, которые наименее автоматизированы".