Общение глав двух стран состоялось в связи с проведенным Северной Кореей запуском баллистической ракеты, которая проследовала над Японией и упала в воды Тихого океана, пролетев в общей сложности 3700 км. Этим Пхеньян доказал, что военные базы США на Гуаме, которые находятся в 3400 км от КНДР, попадают в зону поражения северокорейских ракет. Международное сообщество, которое недавно ввело новые санкции против КНДР из-за ядерных испытаний 3 сентября, осудило действия Пхеньяна. До этого же официальный Сеул заявил, что, несмотря на ситуацию, он через международные организации ООН намерен оказать гуманитарную помощь Северной Корее в размере восьми миллионов долларов. Средства пойдут на закупку питания и товаров первой необходимости детям и беременным женщинам КНДР.
"Не стоит помогать тем, кто угрожает вам и нам ядерной бомбой и ракетами!" - "Нам угрожают именно ракеты и бомбы, а не беременные женщины и дети, а потому последним мы будем помогать", - примерно так можно резюмировать позиции, которые донесли друг до друга премьер-министр Японии Синдо Абэ и президент Республики Корея (РК) Мун Чжэ Ин, выявив явные расхождения по поводу возможности оказания гуманитарной помощи КНДР.
По информации южнокорейских СМИ, беседа по телефону между лидерами двух стран состоялась по инициативе японцев. Как опытные переговорщики, главы государств начали с подчеркивания общего во взглядах, решительно осудив ракетный запуск Северной Кореи. Но затем Синдзо Абэ сказал то, почему он, скорее всего, и позвонил. "Японская сторона попросила нас учитывать общую нынешнюю ситуацию при принятии решения об оказании гуманитарной помощи КНДР", - заявил пресс-секретарь президента РК, комментируя содержание беседы.
На простом языке это означает, что японский премьер сказал: "В настоящее время не стоит оказывать помощь Северу". Эту же позицию раньше озвучил и представитель правительства Страны восходящего солнца.
Впрочем, Мун Чжэ Ин скорее всего ожидал таких попыток оказать на него давление, а потому ответ не заставил себя ждать. Примерно треть всего времени Мун Чжэ Ин "объяснял" Абэ, почему Сеул все же намерен оказать гуманитарную помощь. В частности, президент РК подчеркнул, что политическая ситуация не должна влиять на гуманитарную помощь, а решение Сеул намерен принять в связи с поступившим по линии ЮНИСЕФ и ВПП запросом о выделении средств для помощи исключительно детям и беременным женщинам Северной Кореи. Было также подчеркнуто, что помощь будет оказываться не передачей наличных денег, а поставкой продуктов питания и товаров первой необходимости, которые уж точно нельзя будет использовать для наращивания военных мускулов КНДР.
Примечательно, что в этот же день Мун Чжэ Ин заявил о невозможности ведения какого-либо диалога с Пхеньяном из-за вызывающих действий КНДР, а несколькими днями ранее Мун был в авангарде тех, кто требовал от Москвы и Пекина поддержать предложенные Вашингтоном меры по жесткому давлению на КНДР, которые включали полный запрет на поставки нефти и нефтепродуктов в Северную Корею. Полное нефтяное эмбарго поддержал и Синдзо Абэ.
Интересно, что одновременно официальные представители Юга заявили, что будут добиваться участия КНДР в Зимней Олимпиаде-2018 в Пхенчхане, предложив ряд вариантов, включая символический совместный проход делегаций Юга и Севера на церемониях открытия и закрытия ОИ-2018.
Судя по всему, Мун Чжэ Ин оказался в непростой ситуации в связи с действиями КНДР, но пытается сохранить свои предвыборные обещания. С одной стороны, он намерен поддерживать давление на Пхеньян, пока тот не отказывается от наращивания ракетно-ядерных арсеналов. При этом Сеул даже при прогрессивно настроенном Муне, который всегда выступал за межкорейский диалог, теперь находится в числе главных "ястребов" и сторонников самых жестких мер в отношении Пхеньяна, исключая разве что открытую войну. С другой стороны, Мун хочет, чтобы дверь для диалога оставалась открытой, а гуманитарная помощь, как и неполитические контакты, Сеул готов развивать. Лидер Юга как бы дает понять, что если Север захочет, то он всегда может попытаться нормализовать межкорейские отношения.
Однако, по мнению многих экспертов, эта стратегия пока вряд ли сработает. В любом случае сейчас Север явно полностью игнорирует какие-либо инициативы правительства Юга, что толкает последнее в стан сторонников жесткого подхода. В самой Южной Корее уже очень сильна критика по поводу возможного оказания гуманитарной помощи Северу. Кроме того, Мун Чжэ Ину трудно не учитывать и позицию главного союзника в лице США, не жалиющих идти на уступки КНДР и выбравших путь наращивания санкционного давления на Пхеньян.