Оказалось, возможно. Более того, корреспонденту "РГ" удалось выяснить, что за штурвалом рухнувшей в американской пустыне машины сидел один из лучших асов американских ВВС подполковник Эрик Шульц. В ходе учебно-тренировочного полета в штате Невада что-то пошло не так и пилот погиб. ЧП произошло в 160 километрах к северо-западу от авиабазы Неллис.
Какой именно самолет пилотировал Шульц, не до конца ясно. Хотя, скорее всего, можно говорить о Су-27 или МиГ-29. По крайней мере, первоначальная информация была именно о Су-27. О том, что погибший пилот вполне возможно управлял "нашим" самолетом, почти сразу заявил Герой России летчик-испытатель Магомед Толбоев. По его мнению, которое процитировали многие информагентства, он предупреждал американца, что нельзя пилотировать наши истребители так, как могут их пилотировать российские летчики.
Слова Толбоева: "Я ему показывал мертвые петли, но говорил: не надо этого делать. Это только наш самолет, родной, мы знаем, что с ним делать. Сначала надо знать, на чем ты летишь. Казак только на своей лошади казак".
При всем уважении к Герою России, надо признать, что пилоты ВВС США могут прекрасно выполнять фигуры высшего пилотажа. А вот у нас, увы, подготовка воздушного бойца-истребителя сегодня потеряна. И скоро мертвые петли смогут выполнять в родных ВВС только летчики-испытатели уровня Толбоева. Но это отдельная тема.
В данной ситуации проблема в другом. Откуда вообще в ВВС США российские боевые машины? А секрет вот в чем. История имеет давние корни и берет свое начало еще в 60-х годах. Когда американцы стали бомбить Северный Вьетнам, их летчики своих противников, летавших на допотопных, как им казалось, МиГ-17, всерьез не воспринимали. И поплатились за свое высокомерие. Юркие МиГ-17, вооруженные пушками, легко переигрывали тяжелые, пусть и более современные "Фантомы", вооруженных ракетами воздух-воздух, но не имевших пушечного вооружения. Выпустив ракеты, американские истребители становились беззащитными и расстреливались вьетнамскими истребителями без проблем.
Сегодня об этом мало кто знает, но воздушные бои американских и вьетнамских истребителей в 1968 году почти всегда завершались победой вьетнамцев, причем со средним счетом 4:1. На четыре сбитых "Фантома" или "Скайхока" приходилось по одному МиГ-17 или МиГ-21.
И тогда на авиабазе Мирамар в 1969 году сформировали учебный центр подготовки пилотов для воздушных боев. Он получил мировую известность много позже, с выходом на экраны фильма "Топ Ган". Учебный центр принадлежал ВМС США, в нем готовили летчиков-истребителей для палубной авиации. Их пилоты должны были изучать и уметь использовать тактику, которой учили в советских ВВС.
Первым же официальным "советским агрессором" в ВВС США стала 64-я эскадрилья боевого применения оружия истребительной авиации, сформированная на авиабазе Неллис - там, где и разбился Шульц.
Такая подготовка принесла успех. Потери американцев в воздушных боях заметно сократились уже в 1970 году. Практику морских летчиков переняли и сухопутные. Но тогда у американцев не было наших самолетов, и чтобы "агрессор" смотрелся достоверно, использовали самолеты, внешне похожие на советские истребители того времени. Наиболее популярным был F-5 Tiger. Даже брали в лизинг израильские истребители "Кфир", названные в США F-21A, - чтобы их пилоты понимали, что "воюют" с МиГ-21.
После развала СССР Пентагон получил возможность использовать в качестве учебных "агрессоров" не свои перекрашенные F-5, а натуральные МиГ-29 и Су-27. В начале 1999 года в Молдавии через посредников закупили МиГ-29 именно для 64-й эскадрильи. Однако в строй бывшие молдавские истребители так и не встали. По какой причине - точно неизвестно. Возможно, летчики ВВС США, освоив МиГ-29 даже устаревшей модификации, пришли к выводу, что по пилотажным характеристикам он превосходит все американские истребители. Победить "агрессора" не получится.
А недавно прошла информация о том, что Украина передала Пентагону несколько Су-27 из своего арсенала. Так вот возможно, украинские истребители как раз и сгубили Шульца.
По крайней мере других "наших" истребителей в США вроде как нет. Хотя боевых летчиков ВВС этой страны сейчас учат вести воздушные бои с самолетами в окраске Су-35. Также по сообщениям американской военной прессы, 64-я авиационная эскадрилья "агрессоров" приняла новую имитационную схему окраски своих истребителей Lockheed Martin F-16C. Самолеты этого типа используются в учебных воздушных боях для обозначения истребителей потенциальных противников. При этом уточняется, что уже завершена перекраска первого истребителя F-16C Block 25F. Презентация разрисованного "под русского" самолета состоялась более года назад - 5 августа 2016 года во время церемонии вступления в должность нового командира 57-й группы обозначения тактики противника, в состав которой входит 64-я эскадрилья.
Интересно, что для эскадрильи "агрессоров" разработали еще один тип камуфлирующей окраски. Этот вариант полностью копирует окраску пятого опытного образца российского истребителя ПАК ФА - самолета Т-50-5Р. Но это все американские самолеты, лишь имитирующие российские. А вот с полностью нашей машиной американский ас справиться не смог.