Пожар в спальном корпусе, где находились 42 ребенка, маленькие танцоры, премированные путевками в "Викторию", начался за полчаса до полуночи, предположительно в комнате руководителя ансамбля. Пожарная сигнализация не сработала, и сотрудникам лагеря пришлось вызывать спасателей по телефону.
Однако быстро прибывшие на место девять пожарных расчетов оказались бессильны перед огнем: на территории обновленного лагеря не работал ни один пожарный гидрант, а ближайший источник воды оказался в полутора километрах от "Виктории". К тому же огонь настолько быстро охватил деревянный сруб площадью 1000 квадратных метров, что работа пожарных свелась только к предотвращению распространения пожара на соседние постройки. "Когда начали выводить детей, открыли все двери, здание вспыхнуло полностью за две минуты. Мы прибыли за четыре минуты, но все уже полыхало", - рассказал одесским СМИ исполняющий обязанности начальника областной государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) Вадим Шулюк.
В огне погибли три девочки восьми, девяти и двенадцати лет, которые не смогли самостоятельно выбраться из палат. "Кто-то из старших детей не спал, начали орать и выбегать, никого не будили. Дети проснулись от криков в дыму и начали в темноте в одних трусиках босиком метаться, некоторые выпрыгивали со второго этажа, у младших детей двери были закрыты на ночь на ключ. Был хаос и паника, не могли сосчитать детей. Они голышом полночи сидели на улице. Многим родителям дозвониться не смогли, а дети не помнили номера на память", - приводит издание "Страна" слова очевидца страшной ночи. Она была последней в лагерной смене - утром дети должны были уезжать домой. Губернатор Одесской области Максим Степанов объявил в регионе двухдневный траур.
Эксперты продолжают работу на пепелище и пока не спешат с выводами. Однако одесские СМИ уже сообщают, что дерево, из которого был сделан корпус, не обработали противопожарной пропиткой, а сигнализацию попросту отключили из-за слишком частого срабатывания. Пережившие пожар дети рассказали о постоянных проблемах с электричеством в лагере: они не могли включить ни зарядные устройства, ни чайник - проводка постоянно искрила. Более того, их постоянно било током при посещении бассейна, но вместо решения проблемы вожатые рекомендовали им ходить в резиновых тапочках. При этом по официальным данным только на пожарную сигнализацию и систему тушения из средств, отпущенных на реконструкцию, было потрачено 11 миллионов гривен (около 400 тысяч долларов).
Полиция возбудила уголовное дело по статье 270 УК Украины - нарушение правил пожарной безопасности, однако допросить главного на сегодняшний день подозреваемого - директора лагеря Петроса Саркисяна, возглавлявшего "Викторию" два десятка лет, пока не может: во время пожара с пожилым мужчиной случился тяжелый сердечный приступ и он находится в реанимации. После пожара в отставку подала глава Киевского района Одессы, где находится "Виктория".
В собственных целях трагедию использовали местные радикалы - противники главы Одессы Геннадия Труханова: в субботу днем они попытались взять штурмом здание мэрии, но против них выступили лояльные мэру "активисты". Драку между радикалами пришлось разнимать национальной гвардии. Противникам мэра удалось поставить перед административным зданием палатку и организовать протестный лагерь. Родители погибших и пострадавших детей не принимали участия в этой "битве патриотов".
Пожар в "Виктории" косвенно ударил и по Петру Порошенко, регулярно открывающему в рамках личной рекламы детские и медицинские учреждения. Именно он в конце мая торжественно, в присутствии десятков СМИ, перерезал ленточку в отремонтированном лагере. Многие одесситы в социальных сетях называют Порошенко одним из виновников гибели детей: мол, из-за его приезда и связанной с этим "показухи" реконструкция была закончена раньше срока и с нарушениями, а то, что лагерь открывал сам глава государства, помешало позже исправить выявленные дефекты.