Аналогичные контракты в рамках закона о госзакупках не учитывались для подтверждения опыта. Например, во внимание не принимали договоры, заключенные с ГУП, хотя они тоже оплачивались за счет бюджетных средств. Теперь претендовать на заказы смогут организации как с опытом работы по закону 44-ФЗ о контрактной системе, так и по закону 223-ФЗ о закупках.
- Изменения дадут возможность поставщикам, у которых имеется необходимый опыт выполнения договоров с ГУПами и МУПами, участвовать в госзакупках услуг общественного питания и продуктов, - пояснил замруководителя ФАС России Рачик Петросян. - Тем самым будет обеспечено расширение круга участников таких процедур и развитие конкуренции.
Однако поправки полностью не решат проблему доступа к контрактам, считают в регионах. Так, в орловское УФАС пожаловалась ассоциация предпринимателей. Имеющие опыт работы по закону о госконтрактах предприятия лишились возможности участвовать в тендерах на поставку хлеба в больницы и диспансеры. Последние до 2017 года самостоятельно проводили торги. В них ежегодно участвовали 12-15 пекарен. Теперь торги централизованно проводит управление госзакупок. Победитель обязан предоставить гарантию - пять процентов от начальной цены. Финансовое обеспечение объединенного заказа для 28 больниц и диспансеров составило 1,3 миллиона рублей. Их на год следует положить в банк и "вытянуть" из оборота. Для малого бизнеса требование непосильное.
Кроме того, поставщик обязан доставлять хлеб во все больницы и диспансеры. Для небольшой пекарни это невыполнимо. Раньше она без проблем привозила хлеб в местную ЦРБ. Но пересекать весь регион - такая логистика не каждому по карману.
- Заказчики расположены в разных населенных пунктах, что существенно осложняет исполнение контрактов, - пояснила замглавы орловского УФАС Ирина Солдатенкова. - Исполнить такое требование можно лишь при наличии большого автопарка. Ряд потенциальных участников не имеет возможности одновременной доставки хлеба в разные точки области.
В торгах принял участие лишь один комбинат, который получил тендер на 2017 год. В среднем в сутки он производит 60 тонн хлебобулочных изделий. Его парк насчитывает 60 спецавтомобилей. Тендер потянул на 19,25 миллиона рублей, что на 6,43 миллиона меньше начальной цены. Как пояснили в департаменте здравоохранения, комбинат сделал скидку. Однако экономия оказалась сомнительной. После объединения закупок начальная цена более чем в два раза превысила прошлогодние расходы. Так, в 2016 году больницы и диспансеры при проведении отдельных торгов в совокупности потратили на хлеб 10,7 миллиона рублей. Потребность в продукции на 2017 год не изменилась. Но при тех же объемах начальная цена закупки по объединенному аукциону составила 25,68 миллиона. Даже после того, как победитель торгов сделал скидку, превышение расходов к прошлому году составило около семи миллионов.
УФАС завело дело об ограничении конкуренции. В службе считают, что объединение закупок привело к созданию неравных условий для потенциальных участников. Рынок производства хлеба является конкурентным. В Орловской области нет монополистов с долей свыше 35 процентов. Однако побороться за тендер оказалось практически некому. Это тот случай, когда участникам закупок опыт работы по госконтрактам не помогает преодолеть даже этап подачи заявок. Контракты заключают больницы. Но торги для них проводят совместные. Это привело к проблемам для малого бизнеса. Хлебзаводу из райцентра надо заключить 28 контрактов по региону только для того, чтобы сохранить право кормить собственным хлебом пациентов местной ЦРБ. Проще - не кормить.
Последние поправки расширили доступ к тендерам. Однако на местах научились добавлять ограничения, формально их и не вводя. Помешать этому можно, лишь ужесточив проведение объединенных закупок.