Но я знаю, что многие люди читают только заголовок, и они решат, что спектакль Сафонова - плохой. А он просто не понравился мне. Меня самого много и с удовольствием ругали за мои театральные постановки, и я волей-неволей приучил себя к мысли: мнение критика - не более чем мнение одного человека.
Его, мнение, и высказываю.
Разве спектакль "Сны господина де Мольера..." плохой? Нет. Прекрасна подвижная сценография Мариуса Яцовскиса. С безупречным вкусом сделаны костюмы Евгенией Панфиловой. Фаустас Латенас вообще выдающийся композитор, иногда мне искренно кажется, что, если под его музыку читать, скажем, "Инструкцию по противопожарной безопасности", получится спектакль. Да и Павел Сафонов все хорошо организовал, красиво, местами метафорично. Все нормально. В чем же "но"?
Не трогает. Добавлю: меня. Музыка трогает. А спектакль нет. Извините.
Вообще, отношение зрителей к этому спектаклю будет зависеть от того, нравится им актер Игорь Миркурбанов или нет. Поклонники будут в восторге. Я - не поклонник.
Лично с Игорем Витальевичем я не имею чести быть знакомым. Но в тех интервью, что я видел, в песнях, что слышал в его исполнении, он всегда хочет выглядеть значительным, страдающим и очень непростым. В конце концов это личное дело человека, как выглядеть.
Но именно такого - значительного и страдающего Мольера - Миркурбанов и играет. Его герой переживает с самого начала совершенно неясно почему. Он счастливо влюблен в молодую женщину, король к нему благоволит... Но мучается. Страдает и страдает. Весь спектакль.
Игорь Миркурбанов играет честно, существует серьезно, истово. Но когда все переживания уходят только в крик, мне лично сопереживать очень трудно.
Ленкомовский Мольер любит одного человека - самого себя, больше ему неинтересен никто. Поэтому так трудно существовать Александре Виноградовой, которая играет молодую возлюбленную Мольера, оказавшуюся его дочерью. Как любить человека, который как бы все время смотрит в зеркало?
"Кабалу святош" Булгакова ставят много и по-разному. И не всегда, как ни странно, в центре спектакля Мольер. Иногда центр перемещается в сторону Людовика Великого. Но Виктор Вержбицкий, что называется, одеяло на себя не перетягивает. Хорошо ли играет Вержбицкий? Да. Этот актер вообще плохо не играет никогда. Как нередко случается с этой пьесой, он создает такую, немного офранцуженную, версию Сталина. Тиран без эмоций, иногда позволяющий себе шутку, чтобы быть ближе к народу. Если Мольер страдает все время, то Людовик кажется вообще человеком без эмоций. Предсказуемое решение? Абсолютно. И что? Хороший, обаятельный, абсолютно органичный актер. Смотреть приятно.
В постановке Ленкома есть несомненные удачи. Бутон Ивана Агапова. Что такое вообще удачная роль? Мне кажется, это когда мы понимаем о человеке больше, чем о нем сказано в спектакле. Именно так происходит с Бутоном. За этим образом стоит судьба смешного, неприкаянного, но по-своему гордого человека.
Блестящий архиепископ в исполнении Дмитрия Гизбрехта. Такой абсолютный образец фарисея - жестокий человек, старающийся изо всех сил выглядеть милым и благодушным. В любой роли Гизбрехт умеет несколько раз за спектакль мгновенно преображаться, за ним всегда очень интересно наблюдать.
Анна Большова играет Мадлену Бежар. Большова - очень серьезная драматическая актриса. Именно драматическая, хотя блестяще может играть и комедийные роли. Ее Мадлена - для меня - оказалась единственной героиней, которая вызывает жалость.
Мольер в спектакле мучается громко и очень по-театральному, я бы сказал: по-шекспировски. Мадлена Бежар страдает тихо, но ты видишь, как на твоих глазах буквально умирает человек, как жизнь, словно ластиком, стирает ее с лица земли. Появление Большовой на сцене поднимает спектакль до уровня подлинной трагедии.
На сцене постоянно фигурируют маски. Метафора понятна: человек хочет спрятаться за искусственное лицо. Эта находка в спектакле о мире театра мне очень понравилась. Однако куда хуже, когда персонажи, не надевшие маски, выглядят однозначными и плоскими. В спектакле есть несколько совершенно провальных, на мой взгляд, ролей. Имена актеров называть не буду, поскольку им еще играть и играть, а мое субъективное обнародованное мнение может им в этом помешать.
Пьеса Булгакова, как и его роман о Мольере, на мой взгляд, - одно из лучших произведений классика. Сложная история. Очень многонаселенная, причем населенная не эпизодами, а людьми. Честь и хвала создателям, которые взялись за эту работу и сделали, повторю, вполне профессиональный спектакль.
Дальше начинается вкусовщина. Как любят говорить в театре: не моя история. Мне кажется, что в театре побеждают не режиссерские придумки и красоты, которых здесь предостаточно, а то сочувствие, которое должно рождаться в зале. Я должен полюбить тех, кто на сцене.
Но любовь ведь штука субъективная? В этой трехчасовой постановке она не возникала у меня почти никогда. А коли так - то зачем мне все придумки, метафоры и танцы, блестяще, кстати, поставленные Сергеем Грицаем?
Однако, как поют в другом спектакле Ленкома: за попытку спасибо.