Банк России объявил о достижении цели по инфляции

Банк России фактически достиг объявленной на 2017 год цели по инфляции в четыре процента. Теперь регулятор намерен удерживать годовой рост цен на таком уровне постоянно. Ключевая же ставка, сниженная в пятницу, будет опускаться в ближайшие годы в основном исходя из инфляционных ожиданий населения и бизнеса, а также их реакции на неожиданные колебания цен.

О достижении ЦБ инфляционного таргета объявила глава Банка России Эльвира Набиуллина. Она также заявила, что регулятор уточнил описание цели по инфляции - теперь это рост цен "вблизи" четырех процентов, поскольку показатель может колебаться. Кроме того, добавила Набиуллина, Банк России теперь уже не говорит о горизонте достижения этой цели. Таким образом, отвязываясь от временных рамок, таргет в четыре процента становится данностью минимум на несколько лет. Фактическая инфляция в России сейчас ниже четырех процентов.

По итогам рекордного сезонного снижения цен в августе (в основном благодаря притоку на прилавки свежих овощей и фруктов нового урожая) годовая инфляция составила к сентябрю 3,3 процента. По итогам первой недели сентября она опустилась еще - до 3,2 процента. Министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Максим Орешкин полагают, что на этом уровне она может остаться до конца года. ЦБ в новом докладе о денежно-кредитной политике смотрит на ситуацию консервативнее - 3,5-3,8 процента годовых (хотя и это сниженный прогноз по сравнению с ожиданиями регулятора трехмесячной давности).

В начале лета картина была иной - в июне инфляция, напротив, росла с 4,1 до 4,4 процента. Однако такие колебания в Банке России существенными не считают. По словам Набиуллиной, они небольшие и находятся в рамках цели ЦБ. Нынешнее сохранение инфляции на уровне около четырех процентов она оценила как устойчивое, поскольку все большая линейка товаров и услуг дорожает именно таким темпом.

На минимуме, причем историческом, находится и еще один важнейший для денежно-кредитной политики фактор - инфляционные ожидания населения. По итогам августа их показатель составил 9,5 процента, что, впрочем, все равно сильно выше текущей инфляции. Это признают и в Банке России. Более того, инфляционные ожидания населения и бизнеса не "заякорены", то есть их чувствительность к временным факторам остается высокой, отметила Набиуллина. Такой их характер способен разгонять рост цен, если реализуются шоки в экономике.

Учитывая инфляционные риски, ЦБ будет удешевлять стоимость денег в экономике плавно

Однако теперь возможны риски отклонения инфляции от цели не только вверх, но и вниз, сказала Набиуллина. Они могут реализоваться под влиянием все тех же цен на продовольствие, либо при повышении стоимости нефти. "Но в целом инфляционные риски смещены вверх и имеют среднесрочный характер", - уточнила она. Речь здесь в первую очередь идет о неопределенности внешнеэкономических условий, слишком быстром росте потребительской активности россиян, усилении дефицита кадров (оно может привести к отставанию роста производительности труда от увеличения зарплат).

Учитывая инфляционные риски, ЦБ будет удешевлять стоимость денег в экономике плавно: регулятор допустил возможность снижения ключевой ставки в ближайшие полгода. В пятницу совет директоров Банка России ожидаемо опустил уровень ключевой ставки на 0,5 процентного пункта, до 8,5 процента годовых. Решение регулятора понизить ставку стало четвертым в этом году. Банк России после полугодового перерыва начал новый цикл снижения ключевой ставки в марте этого года, опустив ее с 10 до 9,75 процента. В апреле регулятор снизил ставку до 9,25 процента, в июне - до 9.

Поскольку летние колебания цен ЦБ не посчитал чем-то из ряда вон выходящим, то можно предположить, что дальнейшее снижение ставки скорее будет реагировать на инфляционные ожидания и их "заякоривание". По словам Набиуллиной, через два-три года при постоянной инфляции около четырех процентов ключевая ставка может опуститься до 6,5-7 процентов.

В пятничном релизе ЦБ о снижении ставки в очередной раз повторилась фраза о том, что регулятор продолжит проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики. Набиуллина допустила, что переход к нейтральной денежно-кредитной политике станет возможным по мере того, как инфляция вблизи четырех процентов станет обыденным явлением для экономики, финансовых институтов и домохозяйств. Формированию привычки населения и бизнеса к такому уровню роста цен Банк России посвятит три следующих года. Не исключено, что для закрепления устойчивого снижения инфляционных ожиданий может понадобиться еще больше времени.

Оценка

S&P подтвердило кредитный рейтинг России

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor s (S&P) оставило кредитный рейтинг России на уровне ВВ+, сохранив по нему позитивный прогноз. Таким образом, страна пока остается в одном шаге от "инвестиционного" рейтинга по методологии агентства.

Позитивный прогноз означает возможное повышение российского рейтинга в том случае, если продолжится восстановление экономики, а ВВП на душу населения достигнет сопоставимых показателей со странами с аналогичным уровнем развития, следует из релиза S&P. К негативным рейтинговым действиям может привести ужесточение санкций против РФ.

По словам министра финансов Антона Силуанова, рейтинговые агентства пока придерживаются консервативного подхода к оценке российской экономики. "Однако сами иностранные инвесторы охотно вкладываются в Россию, в наши ценные бумаги и валюту, несмотря на неинвестиционность рейтинговых оценок и геополитический шум", - сказал Силуанов. По его мнению, зарубежных инвесторов привлекают высокая способность российской экономики к адаптации и зрелость макроэкономической политики. "Думаю, разночтения в оценках между инвестиционным сообществом и рейтинговыми агентствами не могут быть устойчивыми, и по мере укрепления положительных трендов в российской экономике они сойдут на нет", - считает Силуанов.