Сменилась команда: Иосиф Бакштейн, который был комиссаром шести биеннале и, собственно, придумал проект Московской биеннале вместе с Виктором Мизиано, ушел "на почет", то есть на специально созданную должность почетного комиссара. В этом качестве он вошел в экспертный совет, который теперь коллективно отвечает за все биеннале. Изменился учредитель, в роли которого выступил новый фонд "Биеннале современного искусства". Новый и принцип отбора работ - open call подразумевает, что отдельное приглашения для участия в проекте не требовалось. Куратор Юко Хасегава рассмотрела только от российских художников 600 заявок, выбраны - 9 проектов наших авторов. Увеличены сроки биеннале - вместо одного месяца она будет длиться четыре, почти до конца января следующего года. Наконец, площадкой основного проекта вместо планировавшегося Манежа (где был уже когда-то показан отличный проект Катрин де Зегер, куратора 5-й Московской биеннале) стала Новая Третьяковка на Крымском валу.
Собственно, это второй раз, когда основной проект Московской биеннале расположился в музейном пространстве. Первая биеннале в 2005 году открылась в бывшем музее Ленина (тогда уже отошедшим Историческому музею). И основной проект был, в частности, прощанием с мифами и мумиями прошлого - как и завещано Марксом, веселым прощанием. Один впечатляющий видеоперформанс "Синих носов", изобразивших Ильича, переворачивающегося в гробу, то бишь в картонной коробке, чего стоил! Пространство бывшего музея переосмыслялось как "освобожденное" от идеологических пут, а значит открытое стихии пересмешников, шутовства, карнавала. Короче - стихии площадной, дерзкой, вольной. Стихии, очень близкой фольклорной низовой культуры.
Двенадцать лет спустя вхождение основного проекта 7-й Московской биеннале в музейное пространство Новой Третьяковки, напротив, маркирует вступление современного искусства из города на территорию "высокого" искусства, прежде всего модернизма. Проект биеннале выстроен как бы "параллельно" с экспозицией советского искусства - ему отданы залы, где раньше была выставка "Перезагрузка", представлявшая российское современное искусство 2-й половины ХХ века. Куратор японка Юко Хасегава акцентировала диалог с русским авангардом, разместив работы, например, Юкэн Текуя и Хуссейна Чалаяна (модный дизайнер-бунтарь тут выступает в своем первом амплуа - художника) в залах рядом с картинами Кандинского. И уж тем более знаковая отсылка к триптиху Александра Родченко "Желтый", "Красный", "Синий" встречает посетителей уже при входе, в холле Новой Третьяковки. "Полотна" французского художника Матье Мерле-Бриан - это картинки из облаков google, отобранные по цвету, "спрессованные" и архивированные с помощью специального алгоритма и превращенные - в сгущенный цвет, своего рода "вытяжку" из облачных атласов поисковика. Каждое из трех полотен отсылает к монохромам Родченко.
Фактически работа Мерле-Бриан - эпиграф, намечающий центральную тему основного проекта - отношения культуры и искусства цифровой эпохи (их метафорой станет "облако") с их предшественниками, привыкшими работать в традиционных техниках и "реальном" мире (метафорой этого мира выбран "лес"). "Заоблачные леса" (так поэтически звучит название основного проекта), разумеется, не только место встречи разных технологий, культур, традиций, но и разных поколений: детей эпохи интернета и тех, кто был, по остроумному выражению одного блогера, без предупреждения "депортирован" в цифровой мир. Видимо, для удобства последних узловые точки прогулки в "Заоблачных лесах" обозначены пиктограммами, как сейчас модно говорить, интуитивно понятными и ребенку. Люди леса и племена облаков, база данных в облачных серверах, темная экология и новый порядок, - для всего свой "значок". План навигации по маршруту практически идеален.
Сама куратор Юко Хасегава подчеркивает, что важно не только отдельное произведение, а путь, который проходит зритель. А значит противопоставления и контрасты могут быть не менее значимы, чем появление 6-канальной видеоинсталляции легендарной исландской певицы и актрисы Бьорк, работ ее "бывшего" Мэтью Барни (чья ретроспектива была в Москве в 2007), инсталляции Олафура Элиассона или лауреата премии Тёрнера Лор Пруво… Нельзя не заметить, что этот путь ведет не только из леса к облакам, но и обратно. Оба пути предстают как равно ценные.
Один приведет в комнату "Тишины", где кожей почувствуешь грозное затишье перед ураганом в джунглях - проект дуэта художников Ревиталь Коэн и Тур ван Балена. Позволит увидеть искусственные облака, заключенные в кубы, похожие на аквариум (высокотехнологичная работа француженки Мари-Люс Надаль. На другом пути обнаруживаешь эффектно визуализированную юной француженкой Луиз Дрюль "архитектуру слежения", автоматически собирающую базу данных о пользователях сети. И встречаешь очень человеческую тоску по времени, когда единственным искусственным объектом на орбите был первый спутник Земли. Половинку "спутника", металл которого можно погладить, художница и химик, норвежка Сиссель Толаас маркирует не только датами покорения космоса и буквами русского алфавита, но и запахами. Обычными, земными... Но складывая слово "мой спутник", вы еще и собираете паззл собственных воспоминаний. Иначе говоря, перед нами очень тонкая работа с образами коллективной и индивидуальной памяти. Память и архивы - материал также работы иранской художницы Бахар Бехбани, где история изучения персидских садов оборачивается сюжетом шпионского детектива. В ее инсталляции листы из рассекреченного в 2013 году архива ЦРУ дают названиям картинам и отсылают к труду известного специалиста по райским садам Персии. Увы, он оказался коллегой Джеймса Бонда...
"Заоблачные леса", таким образом, меньше всего пастораль. Скорее, тут царит тишина перед бурей, как в упомянутом проекте. В сущности, Юко Хасегава сделала выставку об ощущении близости границы, за которой вмешательство человека в мир природы будет необратимым. Отсылки к фильму "Облачный атлас" напрашиваются сами собой.
К сожалению, ни исследовательских проектов, ни научных конференций, ни даже спецпроектов 7-ая Московская биеннале не предусматривает. Но зато есть аудиогид с голосами Федора Бондарчука и Татьяны Навки… Что ж, не все сразу.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"