Но при такой насыщенности фестиваль вовсе не оказался перегруженным событиями. Наоборот, он оставил послевкусие какой-то чрезвычайно уютной, домашней вечеринки для своих. Атмосфера, столь ценимая самим Довлатовым.
Вообще попасть в интонацию Сергея Довлатова не так-то просто. Несмотря на внешнюю простоту и сценичность его рассказов, сделать из них конгениальное театральное зрелище - задача не из легких. Парадоксально, но, будучи сыном режиссера и актрисы и братом театроведа, сам Довлатов театр терпеть не мог. Однако лучший спектакль фестиваля - спектакль-экскурсия по Пушкинским горам "Хранитель" в постановке Талгата Баталова - смог предъявить нам истинно довлатовский стиль. Автор пьесы Марина Крапивина написала фантасмагорическую историю, где цитаты из довлатовских текстов (причем не только из "Заповедника") органично переплетаются с подлинными историческими подробностями, а также бреднями "альтернативного" экскурсовода. Все вместе составило прелестную комедию, полную юмора и литературных аллюзий.
Тут есть и хамоватый водитель автобуса, в который сначала загружают зрителей, а потом высаживают ("Не видите, у меня ремень полетел?"), и очень советские официантки печально знаменитого ресторана "Лукоморье", и фантастическая "Доска почета", где Сергей Довлатов красуется на самом видном месте. По "незарастающей народной тропе" публику ведут из Михайловского в деревню Березино, к домику, где жил Сергей Донатович, а по дороге Хранитель (Денис Кугай) рассказывает невероятные истории о Довлатове-экскурсоводе, о тайнах Пушкина, успевая при этом изящно парировать наскоки въедливых экскурсантов, сочинять свои версии прорастания литературы от "нашего всего" в современность, и даже выдержать рэп-баттл с занудой-коллегой.
Комната, которую снимал в свое время Сергей Довлатов - конечно, венец этого путешествия. И экскурсовод Нина Семеновская, которой довелось поработать в заповеднике вместе с Довлатовым, прекрасно рассказывает, каким он парнем был. Но не меньшее впечатление оставляет и выставка рисунков Довлатова и Пушкина, собранная в одном помещении.
Вообще арт-программа фестиваля - еще одна замечательная изюминка этого праздника. Экспозиция работ петербургского художника Гаги Ковенчука "Я знал Довлатова" - не только открытие для широкого зрителя замечательного графика, недооцененного при жизни. Это еще и вечер воспоминаний тех, кто входил в круг Довлатова. Например, вдова художника Жанна Ковенчук рассказала нам примечательную историю о том, как Сергей Довлатов однажды буквально спас ее от голодной смерти. Она, выпускница восточного отделения университета, работала тогда метранпажем в многотиражке "За советскую торговлю". И своим вызывающе "несоветским" видом вызвала однажды непомерный гнев главы Лениздата Попова. Брызгая слюной, он кричал, что немедленно ее уволит. И уволил бы, если бы Сергей Довлатов, оказавшийся при этом скандале в здании типографии, не вступился за нее: организовал письма поддержки в обком. Жанна, очень дружившая с мамой Сергея, Норой Сергеевной, сокрушалась: "Он же сам висит на нитке!", но та отрезала в ответ: "Мой сын не может поступить иначе". Жанну с работы не уволили.
А в здании Псковского железнодорожного вокзала была развернута выставка главного художника Псковского театра драмы Александра Стройло "Довлатов и Ленин". Необычное сближение имен объясняется просто: жизненной байкой про то, как благодаря ленинской "Искре", зачинавшейся, кстати, в Пскове, Довлатов, загулявший с таллинскими структуралистами, очутился здесь на семинаре. Рассказ очевидцев, словно взятый из черновиков к "Компромиссу", иллюстрируется прелестными работами Стройло с видами Пскова.
Главными событиями кинопрограммы стали, несомненно, две самые увенчанные наградами сегодняшние ленты, "Аритмия" Бориса Хлебникова и "Нелюбовь" Андрея Звягинцева.
И хотя повествуют они совсем о другом времени и другой стране, герой "Аритмии" - типично довлатовский персонаж. Так же, как лирический герой Сергея Довлатова, он может заниматься только одним делом - любимым. Точно так же в промежутках утешается алкоголем. И так же он не способен сфальшивить в этом деле ни на гран, даже когда судьба бьет его под дых в прямом и переносном смысле.
Генеральный продюсер фестиваля "Заповедник" Дмитрий Месхиев, говоря о его назначении, подчеркнул:
- Помимо того, что нам хотелось познакомить жителей города Пскова с лучшими произведениями современного искусства в разных его проявлениях, мы стремились сохранить интонацию событий, которая была бы близка самому Сергею Донатовичу. Не зря же называем наше детище "фестиваль-прогулка".
И эта преемственность мировосприятия непафосного рассказчика, умеющего уловить что-то самое главное в жизни, устроителям, несомненно, удалась.