ОЖД модернизирует подходы к портам Северо-Запада

Как реагирует железнодорожный транспорт на изменения в экономике? Слышат ли друг друга железнодорожники и органы власти? Что нового сделано для пассажиров? Когда в Санкт-Петербурге откроется новый музей? Об этом и многом другом в канун Дня компании "Российские железные дороги" и в год 180-летия железных дорог России рассказал на деловом завтраке в "Российской газете" начальник Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - Владимир Голоскоков.

По мнению большинства российских экспертов и чиновников, наша страна уже преодолела кризисные тенденции в экономике и постепенно выходит на новую траекторию роста. Железнодорожный транспорт всегда был чутким индикатором происходящих изменений. Насколько ощущаются они сегодня?

Владимир Голоскоков: Прежде всего хочу сказать, что я разделяю оптимистичный настрой по поводу перспектив национальной экономики, и базируется эта оценка на вполне конкретных фактах. ВВП страны растет, индекс потребительских цен демонстрирует последовательное снижение, что, соответственно, позволило продолжить смягчение кредитно-денежной политики в интересах развития отечественного бизнеса. Наш Северо-Западный регион также движется в фарватере позитивных изменений, о чем наглядно свидетельствует рост индекса промышленного производства в первом полугодии почти на 1,5 процента. Конечно, общее оживление экономики оказывает положительное влияние на работу нашей компании, при этом справедливым будет и обратное утверждение, что это оживление частично связано и с теми решениями, которые принимаются руководством ОАО "РЖД" исходя из потребностей крупной промышленности, малого и среднего бизнеса. Это и применение тарифных коридоров, и значительное упрощение процедур приема грузов к перевозке, и расширение перечня закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, и многое другое.

Если характеризовать ситуацию в грузовых перевозках более предметно, на конкретных показателях, то должен сказать, что подразделения нашего транспортно-логистического бизнес-блока полностью обеспечили выполнение плана погрузки в границах Октябрьской магистрали. При этом грузооборот за восемь месяцев текущего года увеличен почти на три процента к аналогичному периоду прошлого года. Наибольшая динамика роста отправленных грузов к 2016 году достигнута в Санкт-Петербурге, Мурманской и Новгородской областях. Такой важный параметр, характеризующий активность движения экспортных товаропотоков, как выгрузка в портах Северо-Запада, увеличен к прошлому году на восемь процентов.

Раз уж мы затронули работу железной дороги в разрезе регионов, расскажите, насколько сегодня хорошо слышат друг друга железнодорожники и региональные органы власти.

Владимир Голоскоков: Слышим друг друга очень хорошо и встречаемся для решения текущих задач регулярно. Должен отметить, что общий настрой глав субъектов - конструктивный, они открыты к диалогу и взаимодействию с железнодорожниками. Для решения наших общих задач используются разные площадки, например координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, транспортный совет при правительстве Санкт-Петербурга, "Стратегическое партнерство "Северо-Запад". Буквально в конце августа по нашей инициативе состоялось заседание Северо-Западного межрегионального координационного совета, в работе которого принимали участие не только руководители от региональных органов власти, но и полномочного представительства президента в Северо-Западном федеральном округе, правоохранительных органов и представители бизнес-сообщества от Мурманска до Москвы и от Калининграда до Сыктывкара. Был рассмотрен целый ряд вопросов, касающихся развития и сотрудничества в сегментах грузовых и пассажирских перевозок, обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах.

Насколько сложно сегодня решается вопрос организации пригородного сообщения?

Владимир Голоскоков: Пожалуй, ключевая часть фразы здесь - "вопрос решается". И решается достаточно успешно. Пригородные компании на сто процентов обеспечивают заказ регионов и по количеству назначаемых поездов, и по маршрутам их движения. В свою очередь субъекты изыскивают возможность и выделяют средства для компенсации выпадающих доходов перевозчиков. Общими усилиями не только сохраняем, но и развиваем этот социально значимый сегмент пассажирских перевозок. Так, в прошлом году мы расширили сеть курсирования скоростных электропоездов "Ласточка" в сообщении от Санкт-Петербурга до Луги, Мельничного ручья и Зеленогорска. В настоящее время уже 52 пары современных скоростных поездов "Ласточка" курсируют на полигоне Октябрьской магистрали. Более того, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нам удалось договориться о механизмах управления финансово-экономической деятельностью компании-перевозчика, которые позволят инвестировать часть заработанных средств на приобретение нового подвижного состава.

Очевидно, что для регионов РЖД - это не только провайдер транспортных услуг, но и один из крупных налогоплательщиков. Каков сегодня размер налоговых отчислений в границах Октябрьской магистрали?

Владимир Голоскоков: За 7 месяцев текущего года размер отчислений в региональные и местные бюджеты составил более 9,2 миллиарда рублей. Это почти на два миллиарда рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. И, опираясь на итоговые данные прошлого года, могу сказать, что доля налоговых отчислений нашей компании в общей структуре налоговых поступлений в некоторых регионах Северо-Запада достигает более 5,5 процента. Хочу подчеркнуть, что налоговая политика нашей компании строится на строгом соблюдении принципов транспарентности и своевременности расчетов с бюджетом.

К тому же мы прекрасно понимаем, что эти деньги направляются субъектами в том числе на нужды и социальное обеспечение наших работников и их семей как жителей этих субъектов. А только на полигоне нашей дороги трудятся более 100 тысяч железнодорожников.

Известно, что прошлый год был заявлен в РЖД как Год пассажира. Чем живет пассажир-ский комплекс компании в текущем году?

Владимир Голоскоков: Философия работы нашей компании и Октябрьской магистрали в частности исходит из того, что каждый год должен быть годом пассажира. Это направление все время находится в зоне повышенного внимания, что находит отражение в расширении сервисов и услуг, повышении комфорта пассажирской инфраструктуры. И весьма примечательно, что в прошлом году число отправленных пассажиров на дороге достигло максимума за последние пять лет, причем как в абсолютном выражении, так и в динамике к предыдущим годам. Уже по итогам восьми месяцев текущего года количество отправленных пассажиров превышает аналогичный период прошлого года на 2 процента.

Учитывая, что поездка по железной дороге начинается с вокзала или остановочной платформы, большой акцент мы делаем на обустройстве именно этих объектов. В минувшем году в городе Кириши президентом нашей компании Олегом Валентиновичем Белозеровым был открыт новый вокзальный комплекс, отвечающий всем современным требованиям и стандартам. Для небольшого районного центра это было настоящее событие, и, как подчеркнул Олег Валентинович, - такими инфраструктурными проектами

ОАО "РЖД" на деле демонстрирует равноценное внимание к своим пассажирам, как в больших, так и в малых городах.

Наряду с этим был осуществ-лен капитальный ремонт Мурманского вокзала и его пассажирской платформы, начата масштабная работа по рекон-струкции вокзальных комплексов Санкт-Петербурга.

В текущем году на всем полигоне от Мурманска до Москвы завершено оснащение всех остановочных платформ навесами от непогоды и системами освещения, дан старт модернизации вокзала в Петрозаводске.

Как я уже говорил, мы продолжаем развивать сеть курсирования скоростных электропоездов "Ласточка", причем не только в пригородном сообщении, но и в межрегиональных перевозках. В конце августа запустили "Ласточку" по маршруту Петрозаводск - Новгород-на-Волхове. Новый маршрут будет способствовать усилению связей между субъектами Северо-Западного региона, повышению доступности транспортных услуг и мобильности местного населения. Также для удобства пассажиров прорабатывается возможность продажи единого билета по маршрутам Москва - Новгород и Москва - Петрозаводск, с пересадкой по станции Чудово на высокоскоростной поезд "Сапсан". Предлагая нашим клиентам новые опции и маршруты, мы стараемся по возможности совершенствовать предложенные ранее услуги. Например, время движения той же "Ласточки" сообщением Петрозаводск - Санкт-Петербург с момента ее запуска сокращено более чем на 1 час.

Как правило, когда говорят о компании РЖД, подразумевают только железнодорожные перевозки, но РЖД - это прежде всего современная транспортная компания, способная решать логистические задачи, комбинируя любые виды транспорта. И один из таких проектов недавно реализован на Октябрьской железной дороге. Мы соединили областной центр Тверь, не имеющий большого гражданского аэропорта, по мультимодальной схеме с международным аэропортом федерального значения Шереметьево. Пассажир покупает билет в Твери, садится на скоростную "Ласточку", доезжает до станции Химки, где его уже ожидает специальный автобус-шаттл, который доставляет прямо к терминалу аэропорта. Причем, если сравнивать стоимость трансфера на шаттле, то она получается ниже, чем сопоставимая поездка на такси эконом-класса. Это очень интересный проект, который родился, в том числе, на основе пожеланий наших пассажиров.

Системная работа по развитию пассажирского комплекса компании позволяет успешно решать задачи по транспортному обеспечению крупных спортивных и общественно значимых мероприятий. Например, в прошлом году в период проведения Петербургского международного экономического форума был поставлен суточный рекорд перевозки пассажиров "Сапсанами", который удалось побить только в период Кубка конфедераций. В этом году в течение одного дня более 18,5 тысячи человек воспользовались высокоскоростными поездами "Сапсан". Представить себе такое огромное количество людей можно, скажем, побывав на новом главном стадионе Северной столицы. Это почти одна треть всех его зрительских мест.

Недавно в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что, по мнению пассажиров, рейтинг лучших поездов России возглавил скоростной поезд "Аллегро". Но отзывы в Интернете - это одно, а как на самом деле выглядит картина?

Владимир Голоскоков: Пожалуй, самым точным критерием любой оценки являются цифры, и увеличение числа перевезенных пассажиров поездами "Аллегро" на 26 процентов, на мой взгляд, еще лучше отражает мнение пассажиров. К слову сказать, в этом году исполняется 150 лет с начала строительства сквозной железной дороги, соединившей Россию с Финляндией. Уже тогда современники высоко оценивали значение нового маршрута между двумя государствами. И весьма примечательно, что спустя полтора столетия многие наши соотечественники и иностранные граждане, путешествуя между Петербургом и Хельсинки, отдают предпочтение именно железнодорожному транспорту. Согласитесь, это очень удобно, когда пройти таможенные и пограничные процедуры можно без дополнительных временных затрат, находясь в комфортном кресле и наслаждаясь видом за окном.

Да, когда едешь автомобильным транспортом, невозможно угадать время ожидания на границе. Кстати, в свое время, чтобы реализовать проект скоростного сообщения с Финляндией, инвесторами были вложены значительные средства. А какие сегодня приоритеты инвестиционной программы компании на полигоне Октябрьской магистрали?

Владимир Голоскоков: Несмотря на то, что скоростные поезда до Хельсинки ходят уже не первый год, работы по развитию инфраструктуры на этом направлении продолжались все эти годы. Была поставлена задача вынести грузовое движение со скоростной линии Санкт-Петербург - Бусловская и переключить его на вновь построенный за счет средств федерального бюджета участок Лосево - Каменогорск. Сейчас решение этой задачи находится в завершающей стадии. По новому участку в тестовом режиме уже пошли первые грузовые поезда.

По-прежнему ключевыми пунктами инвестиционной программы компании являются развитие ближних и дальних железнодорожных подходов к портам Северо-Запада. С целью освоения возрастающих объемов перевозок в направлении порта Усть-Луга реализуется проект по комплексной реконструкции участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород. И в текущем году уже завершаются работы по электрификации участка Веймарн - Лужская и собственно Лужского узла. Чтобы в полной мере оценить важность этих работ, скажу, что по их окончании на всем маршруте от Сибири до Северо-Запада будет организовано движение поездов на электротяге. Будут достигнуты хорошие результаты, как с точки зрения экономического эффекта, так и с точки зрения экологии.

Кроме того, в текущем году завершаем реконструкцию парка приема поездов на станции Волховстрой, что в итоге позволит ускорить переработку грузов, следующих из центральных регионов страны в порты Мурманск, Высоцк и Приморск. Также с целью увеличения пропускных способностей в грузовом движении мы приступили к строительно-монтажным работам по развитию направления Дмитров - Сонково - Мга.

Более 20 процентов инвестиционной программы текущего года направлено на обновление подвижного состава. Будет осуществлена поставка 95 современных грузовых, пассажирских и маневровых локомотивов.

На данный момент инвестиционный бюджет на полигоне дороги составляет 44,3 миллиарда рублей. Для сопоставления, в прошлом году вложения в инфраструктуру составили более 32 миллиардов рублей.

Я помню, что в прошлом году в одном из кварталов коллектив Октябрьской магистрали занимал первое место в соревновании среди железных дорог страны. Какие позиции у железной дороги сегодня?

Владимир Голоскоков: Прежде всего хочу сказать, что в этом году мы отмечаем 180-летие железных дорог России, история которых берет свое начало здесь - на Октябрьской магистрали. Почти за два столетия пройден большой и уникальный путь технического и технологического развития. И, конечно, это обязывает нас к тому, чтобы трудиться на более высоком уровне, сохранять и приумножать лучшие профес-сиональные традиции, заложенные целыми поколениями наших предшественников. Решая задачи, поставленные компанией в этом году, наш коллектив демонстрирует достойные результаты, стабильно занимая в течение первого полугодия лидирующие места. Профессиональный праздник - День железнодорожника Октябрьская магистраль встречала в качестве победителя, заняв первое место в соревновании по кварталу.

В продолжение разговора об истории и традициях хотелось бы спросить - когда в Санкт-Петербурге откроется новый железнодорожный музей, который строится возле Балтийского вокзала?

Владимир Голоскоков: Наша компания придает большое значение сохранению истории государства и железнодорожной отрасли, и именно в год 180-летия железных дорог России мы планируем открыть новый музей. Как вы уже правильно отметили, он располагается в нескольких шагах от Балтийского вокзала, на территории общей площадью 57 000 квадратных метров. По своим характеристикам он войдет в число крупнейших железнодорожных музеев Европы, а использование в экспозиции уникальных мультимедийных и интерактивных инсталляций позволяет полноправно считать его единственным в своем роде, что, несомненно, обеспечит высокий поток жителей и гостей города, туристов, в том числе из иностранных государств. Уверен, что музей войдет в число наиболее рекомендуемых к посещению достопримечательностей нашего города, кстати, как мы помним, удостоенного в прошлом году престижной всемирной премии в области туризма "World Travel Awards". В настоящее время работы по подготовке к открытию находятся в завершающей стадии, и уже начиная с ноября музейный комплекс распахнет свои двери для посетителей. Приглашаю всех совершить интересное путешествие по уникальной истории железных дорог России.

Цифра

43,3 миллиарда рублей составляет инвестиционный бюджет на 2017 год.