В агротуризме каждый фермер рассматривает свою деятельность как индивидуальный способ заработка и объединяться с другими желанием не горит. Однако на недавней выставке "Агрорусь" коллеги из других регионов страны, где сельский туризм более развит, рассказали аграриям Северо-Запада - без кооперации не выжить. В нескольких регионах уже проводили мониторинг, почему туристы не едут отдыхать в села и на фермы. Оказалось, им нужно все сразу - от транспорта и еды до ночевки и развлечений. Фермеры же, как правило, могут предложить разрозненные услуги - один гостевой дом, другой кафе, третий подвезти и провести экскурсию. Заработать на этом можно, но это не агротуризм в полном понимании.
- Чтобы создать тур, должен быть единый туристический продукт, интересный рынку и потребителю, - поясняет директор "Федерального центра сельхозконсультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса" Ольга Мелентьева. - Один фермер обычно может предложить очень узкую направленность, из которой рыночный продукт не создать, тут нужно сочетать средства размещения, общепит, развлечения, транспорт, физическую активность. Такой продукт заинтересует туристические компании, после чего возникнет второй уровень кооперации - на уровне региона, в рамках субъекта.
Однако есть примеры, когда внимание туроператоров к собственным разработкам аграриев не принесло блага.
- Например, мы общими усилиями разработали в регионе несколько туров выходного дня по нашим хозяйствам - предлагали туристов поить парным молоком, кормить овощами с грядки, показывать животных, - рассказал глава ассоциации фермеров Ленобласти и Санкт-Петербурга Александр Быков. - Предложили это турагентствам - они поначалу не выразили интереса, а потом стали сами возить туристов по этим же готовым маршрутам уже без нашего участия, напрямую согласуя визиты с владельцами хозяйств. Индивидуалист воспользовался коллективным трудом, и мы стали не нужны. Нам туроператор нужен для привлечения людей, а мы ему нужны для идей и новых маршрутов. Но эти идеи, оказывается, можно просто украсть.
Еще региональный опыт показал, что туроператорам не интересны проекты фермеров, они генерируют свой турпоток и перетягивают имеющихся туристов с других наработанных направлений, но как только некий агротуристический продукт становится заметным на уровне региона, с ним приходится считаться.
Так, например, случилось с проектом новгородского предпринимателя Артема Кузьмина. Сначала он выращивал картошку, потом на кредит с другом построил два гостевых дома, потом создал рядом ферму со страусами и зоопарк, открыл рядом кафе. Благодаря "сарафанному радио" туристы потянулись, предприниматели стали формировать досуговые программы и праздники под группы посетителей. После этого местные тур-агентства нехотя согласились включить ферму в список своих направлений.
Понять участников туристического рынка можно - за внутренние маршруты турагенства получают с туриста по 500 рублей, что невыгодно, ведь с одной путевки в Турцию компании отходит более трех тысяч.
Глава ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Псковской области Александр Онегдин рассказал, что фермеры региона пробуют развивать вывоз туристов на сбор ягод. Гость приезжает на поле, собранное взвешивает, платит за урожай и забирает его с собой. Такой формат вовсе не обязательно предполагает проживание, а может быть и экскурсионным. Однако и тут загвоздка - вплотную подступает трудовое законодательство. Хоть туристы собирают ягоды для себя, они трудятся на территории фермера, а это нерегламентированный труд. В Финляндии, например, владельцы клубничных полей заключают с собирателями договоры и платят взносы.
- До сих пор непонятно, кто должен развивать агротуризм - сельхозведомства или же туристические, - говорит заведующий кафедрой аграрного туризма ФГБОУ РГАУ- МСХА им. Тимирязева Михаил Здоров. - Опыт показал, что все проекты по развитию туризма в рамках аграрных полномочий себя никак себя не оправдали. Весь наш опыт разработки был в том, чтобы выявить рекреационные ресурсы территории, поделить ее на кластеры, определить специализацию находящихся там хозяйств. В Ленобласти в 2013 году выделили шесть таких кластеров, в Тверской - пять. А есть регионы, где вообще невозможно выделить кластеры по специализации, значит для всей страны эта схема не работает.
Ирина Карпова, начальник управления агроконсалтинга и управления проектами в системе АПК "Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК":
- Мы работаем в Госдуме, чтобы внести дополнения в закон по фермерским хозяйствам, чтобы агротуризм относился все-таки к сельскохозяйственному виду деятельности, а не к туристическому. Сейчас же гостевые дома приравнены к гостиницам. Нормативно-правовая база здесь формируется очень сложно. Мы хотим добиться классификации этих гостевых домов, чтобы они отличались, например, от тех, что сдают у моря в сезон. Вообще весь аграрный туризм пока отдали в ведение минкульта, а он работает только с крупными проектами, и наши мелкие гостевые дома ему неинтересны. Сельский туризм даже нельзя определить как туризм в сельской местности, так как сюда сразу накладывается масса законодательных нюансов - и гостиничные, и земельные тонкости. При этом только закрепление понятия "агротуризм" позволит отнести его к сельхоздеятельности.