Как этого добиться, обсуждалось на площадках Международного рыбопромышленного форума в Петербурге. Одна из самых серьезных проблем рыболовецких предприятий - это устаревший флот. Средний возраст судов составляет 30 лет. Чтобы помочь их модернизировать, был разработан инструмент инвестиционных квот: благодаря им компания получает возможность дополнительно добывать определенное количество рыбы, а заработанные средства направлять на модернизацию. Но в нынешнем виде проект стратегии предусматривает инвестиционные квоты только для крупнотоннажных судов. И реально воспользоваться данной мерой поддержки смогут лишь крупные компании.
Вместе с тем в Поморье рыболовецкие предприятия работают в основном на средних и малых судах, причем флот также нуждается в обновлении. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов на конференции "Новая стратегия развития российской рыбной индустрии", прошедшей в рамках "рыбного Давоса", предложил расширить "квоты под киль": благодаря этому на них смогут претендовать компании со среднетоннажными и малотоннажными судами.
В Архангельской области промысловым рыболовством занимаются 19 предприятий, из которых десять - рыболовецкие колхозы. Не будет преувеличением сказать, что от состояния судов зависит благополучие многих сел и деревень, жители которых заняты на промысле. Рыболовецкие колхозы несут дополнительную социальную нагрузку, берут на себя часть затрат, связанных с инфраструктурой, и поддерживают традиционные виды хозяйственной деятельности. Например, колхоз "Освобождение", находящийся в мезенском селе Койда, единственный в регионе содержит более тысячи голов северных оленей. А рыболовецкий колхоз "Север" занимается сохранением лошадей уникальной мезенской породы.
В условиях глобализации рынков рыболовецкие колхозы особенно остро нуждаются в мерах государственной поддержки.
- Эти предприятия - не просто бизнес. Они прежде всего определяют социальное развитие труднодоступных территорий Архангельской области. Помощь, которую мы им оказываем, касается поддержки инициатив, создания налоговых преференций, предоставления различных льгот: все это непременно будет продолжено, - подчеркнул Игорь Орлов.
Нуждаются в поддержке и предприятия аквакультуры. Сейчас в Архангельской области действуют семь таких компаний. В регионе уверены: это лишь начало. Для того чтобы привлечь инвесторов в рыбоводство, в Поморье формируется схема рационального и эффективного размещения объектов экономической деятельности. Она предусматривает, что в каждом районе будут определены потенциально пригодные для рыбоводства водоемы с наличием доступной инфраструктуры. Все эти участки обозначат на геопортале Архангельской области.
Инвесторы интересуются аквакультурой Поморья. Но власти и бизнес прекрасно понимают, что отрасль требует "длинных" денег. Именно поэтому правительство Архангельской области предлагает внести в стратегию рыбохозяйственного комплекса пункты, касающиеся господдержки развития аквакультуры. Меры могут быть разными. Например, весьма серьезным подспорьем для производителей стала бы компенсация части затрат на рыбопосадочный материал и возмещение ставок по кредитам, которые предприниматели берут на строительство дорог и объектов инфраструктуры для рыбоводных предприятий.
Важным шагом, который позволил бы динамично развиваться рыбной отрасли, могут стать льготные тарифы на ледокольную проводку. Дело в том, что в России основные объемы рыбы добываются на Дальнем Востоке и в регионах Северо-Запада.
Самый быстрый способ доставить продукцию из Владивостока в центральную часть России - это Северный морской путь. Учитывая климатические особенности, караваны торговых судов сопровождает ледокол. Но ледокольная проводка - весьма недешевая услуга. Сейчас обсуждается вопрос о снижении тарифов для судов, осуществляющих по Севморпути перевозку рыбной продукции. Эксперты не сомневаются, что эта мера повысит привлекательность СМП, а значит, сделает дальневосточные морские деликатесы доступнее жителям центральных районов страны.
Так, в августе в порт Архангельск по трассе Северного мор-ского пути прибыл груз рыбы из Владивостока. Путь занял всего 14 дней. Все три тысячи тонн замороженной кеты, нерки и лосося были доставлены в целости и сохранности.
На встрече Игоря Орлова с генеральным директором компании "Доброфлот" Александром Ефремовым, прошедшей в рамках рыбопромышленного форума, обсуждались механизмы по оптимизации маршрута судов на Севморпути. Снизить затраты на транспортировку могла бы встречная загрузка. Одним из ее вариантов может стать северный завоз.
В "Доброфлоте" уверены: если получится организовать логистику северного завоза через Архангельск, то это может обеспечить регулярное движение по Северному морскому пути судов с рыбной продукцией.
Инициативы Архангельской области по поддержке предприятий рыбоперерабатывающего комплекса активно обсуждались в кулуарах форума. Это неудивительно, ведь изменения, предусмотренные стратегией, предполагают системный характер и затрагивают интересы рыбопромышленников во многих регионах страны. Правда, революционных шагов не будет. Хотя новые правила, регулирующие отрасль, начнут действовать со следующего года, на площадках форума достигнута договоренность: через год стратегические вопросы вновь вынесут на обсуждение, причем отдельные механизмы могут быть откорректированы.