В России изменятся правила финансирования вузов

Комитет по образованию и науке Госдумы предлагает поддержать отраслевые вузы, дать им дополнительные средства, включить в субсидии деньги на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию и оплатить преподавателям курсы повышения квалификации в ведущих университетах и научных центрах.

Среди других рекомендованных комитетом мер - налоговые льготы для вузов, поддержка "непрофильных" специальностей в отраслевых университетах.

Почему такое пристальное внимание к отраслевым вузам? В высшей школе изменились правила финансирования и университеты, которые относятся к разным ведомствам - Минсельхозу, Минкультуры, Минздраву и другим - в этом году недополучили до 10 процентов нужных средств.

В России сейчас около 500 государственных вузов. Все специальности в них разделены на четыре группы. Каждая группа имеет свою базовую стоимость (в среднем от 70 до 130 тысяч в год на человека), плюс поправочные коэффициенты. Это и есть сумма, которую вузу дает бюджет на обучение каждого студента. В итоге вышло, что базовая сумма, к примеру, на подготовку врача - 76 тысяч рублей в год. Реальные затраты в два-три раза выше. Эти цифры позвучали на парламентских слушаниях в комитете.

За что вузы получают корректирующие коэффициенты? "В том числе, за право самостоятельно разрабатывать стандарты обучения (это, например, МГУ), за обучение инвалидов, высокий средний балл ЕГЭ первокурсников, за доходы от науки и публикации, соотношение числа преподавателей и студентов", - пояснил председатель комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслав Никонов.

К сожалению, все эти показатели не учитывают отраслевую специфику вузов. Получается, что больше денег имеют ведущие, крупные университеты, в которые приходят самые сильные абитуриенты. А региональным едва хватает на выплату зарплат преподавателям.

При финансировании вузов не компенсируются затраты на капитальный ремонт, покрываются лишь расходы на содержание имущества. При этом специфика вузов и тут не берется в расчет - сельхозвузу, допустим, надо содержать коровники, свинарники, тепличное хозяйство, а у педвуза ничего этого нет. Почти все вузы Минкультуры размещены в памятниках архитектуры и искусства. Содержание этих зданий - огромные расходы. Учителя-предметника можно выучить и в группе, а вот оперного певца - только индивидуально.

В итоге из-за этих финансовых нюансов сельскохозяйственные университеты недополучили в этом году больше трех миллиардов рублей, вузы Минздрава - больше пяти миллиардов, Минкультуры - два миллиарда рублей.

"Мы постарались выровнять ситуацию с этими ведомствами", - пояснил на заседании комитета по образованию и науке Госдумы статс-секретарь Минобрнауки Павел Зенькович.

По мнению председателя комитета Вячеслава Никонова, этой меры все же мало. Нужно менять подходы к финансированию отраслевых вузов и учитывать особенности.

Что предлагается

- создать опорные отраслевые вузы в регионах;

- учитывать при финансировании значение вспомогательного персонала (сотрудников клинико-диагностических лабораторий, опытных полей);

- уточнить, что входит в затраты на содержание имущества и учитывать особенности отраслевых вузов;

- предусмотреть субсидии на обновление лабораторий;

- разработать программу финансирования вузов для обеспечения доступа на размещение научных работ на электронных платформах Scopus и Web of Science;

- исключить из мониторинга Минобрнауки результаты ЕГЭ целевиков;

- в оценке вузов культуры учитывать творческие показатели преподавателей;

- компенсировать затраты на медосмотры преподавателей;

- рассмотреть вопрос о выделении бюджетных мест на "непрофильных" специальностях отраслевых вузов с учетом региональной специфики.