Этот проект Дмитрию предложил инструктор по дайвингу и одновременно руководитель проектов с инвалидами его тезка Дмитрий Князев. Курс, рассчитанный на несколько месяцев, стартовал в середине июля в Москве и завершился погружениями в открытом водоеме. Дмитрий отработал упражнения, которые проходил в теоретической части: поиск регулятора, дыхание из альтернативного источника, очистка маски, отработка плавучести и другие элементы. Вместе с Дмитрием курс обучения прошла и его жена Ольга, которая по итогам курса станет сертифицированным Open Water Diver (система PADI).
А началось все так. Идею о русском инвалиде-дайвере Князеву подсказала история Денниела Эннета. Он также был инвалидом без руки и без ног. Эта история "зацепила" опытного инструктора, и он стал искать кандидатов. Но при этом Князев под "инвалидным дайвингом" хотел понимать не просто погружение под воду в объятиях инструктора, как это было у иностранцев. Таких случаев на Западе насчитывается уже аж пять.
Князева же интересовали случаи, когда дайвер с инвалидностью является полноправным участником процесса, а не "куклой" с аквалангом. Знающим теорию дайвинга, представляющим, что происходит как на поверхности, так и под водой. При этом максимально использующим возможности своего здоровья.
Найти кандидата на этот проект было непросто. По словам Князева, тут нужна была и решимость, и приемлемая физическая форма, наличие инфраструктуры для проведения тренировок, средства, помощники и т.д. Очевидно, что стандартное дайверское оборудование также могло быть не совсем удобно для такого проекта. Нужно было адаптировать и переделывать многие элементы.
Поиски продолжались почти год. Но в конце через соцсети двум Дмитриям удалось найти друг друга.
- Меня воодушевило то, что Дмитрий сам водит машину. Выяснилось и то, что несколько лет назад Ольга с Дмитрием были на Красном море в Египте и наблюдали волшебный подводный мир с поверхности. Это воспоминание глубоко врезалось в их память, а тут появилась перспектива приобщиться к этому загадочному миру, посетить его, - вспоминает теперь Князев.
Так что к своему диплому дайвера Дмитрий Павленко шел долго. И это было не первое его преодоление. После армии он получил образование психолога, создал реабилитационный центр и стал проводить активную работу с людьми с ограниченными возможностями по здоровью. У него прекрасная семья, и он не падает духом, потому что живет полной насыщенной жизнью.
- Понимаете, мы привыкли относиться к инвалидам с какой-то жалостью, ну то есть не как к обычным людям, - рассказал корреспонденту "РГ" автор проектов работы с инвалидами Дмитрий Князев. - А Дмитрий получил сертификат дайвера DDI Scuba Diver Level 3 не для того, чтобы его перестали жалеть. Он реально захотел стать дайвером, так же как многим из нас хочется заниматься горными лыжами. Он просто живет счастливой жизнью, хотя кому-то это, может, и трудно понять.
Кстати, после завершения курса семья Павленко улетела в Турцию, предварительно связавшись с местным дайв-клубом, чтобы понырять на Средиземноморье.
- Вы знаете, что меня удивило, когда Дмитрий только приступал к теоретическим занятиям, - слова его жены. Ольга сказала мне: "Это то, чем мы можем заниматься вместе", - говорит Князев. То есть они это восприняли не как проект по преодолению себя, а как естественное семейное желание, когда, скажем, людям хочется вместе жить, работать, вместе растить детей, ездить на отдых.
Дмитрий Князев, конечно, признает, что обычным людям, не инвалидам, трудно понять эту логику. Прежде всего психологически трудно. Чтобы человек без рук и без ног плавал на глубине с аквалангом, да, в этом для обычных людей есть огромный элемент триумфа духа и подвига. По крайней мере, именно так воспринимали люди старшего поколения жизнь Алексея Маресьева, который без ступней снова стал летать и вернулся на фронт. Так о Маресьеве и фильмы снимали, и самолеты в его честь до сих пор называют.
А совершенное Дмитрием Павленко предлагают воспринимать как обычное, ну или почти обычное дело, в лучшем случае как пример для подражания для таких же инвалидов, как Павленко. Почему так? Изменились времена? Ритм, темп, образ жизни стали иными? Или, может, понятие героизма трансформируется в сознании современных людей?
По крайней мере, подвиг Дмитрия, а это все-таки подвиг, и прежде всего внутренний подвиг, победа над собой, не распиарили, как сейчас принято говорить, на весь мир, в его честь не назвали ни кораблей, ни самолетов. Как говорится, не Седов и не Папанин.
Так что же, может, мир становится более черствым, чем раньше? Сам новоиспеченный дайвер Дмитрий Павленко не задумывается над этим вопросом. Для него важно, чтобы другие люди с ограниченными возможностями, посмотрев на него, воодушевились и взяли себя в воображаемые руки. Вот и все.
Кстати
В столичном океанариуме вместе с Дмитрием продемонстрировала погружения и его супруга Ольга. Она, так же как и он, прошла полный курс дайвинга, став по итогам курса сертифицированным Open Water Diver (система PADI).