"Сейчас минимализм, современная классика - по-разному можно назвать - переживает подъем, - говорит Мищенко. - Лет пять-семь назад это было никому не интересно. А сегодня мы с моим другом Рихтером собираем большие залы!"
Сегодня нишу доступной широкому слушателю инструментальной музыки заняли молодые композиторы. Они не боятся экспериментировать с музыкой, добавляя все новые звучания к традиционным инструментам при помощи компьютерных программ. В отличие от своих предшественников, например советского композитора Александра Мосолова ("Завод. Музыка машин"), они используют шумы в записи и электронику. Миша признался, что ему хотелось сделать музыкальный симбиоз между машинами и человеком: они связаны, как творение и творец. Оркестр, в котором расширена группа ударных и струнных, сливается в хоре с шумами, записанными на заводах, ГЭС и лесопилках.
Мануфактура - воплощение производства, и, несмотря на то, что значительная часть "Трехгорки" сегодня оккупирована модными кафе и ресторанами, атмосфера индустриального прошлого не покидает красные кирпичные стены. Миша Мищенко рассказал, что именно поэтому лофт "Надежда" стал сценой для молодых музыкантов и симфонического оркестра.
Кирилл Рихтер предпочитает минимальные и достаточно традиционные средства в музыке. "Для меня всегда было удивительно: нажимаешь на клавиши, и происходит звук", - поделился композитор. Когда-то, вдохновленный творчеством Прокофьева, он начал сочинять для фортепиано, а позже - для оркестра. Оркестр - "проверка композитора на зрелость": необходимо учитывать музыкальный потенциал каждого инструмента и тонкости, которым музыканты учатся годами. Кирилл показывал свои оркестровки дирижерам и во время репетиций "методом проб и ошибок" корректировал звучание. На фестивале он представил свое новое произведение - Оркестровую сюиту №1. Композиции Кирилла Рихтера отличает стилистическое разнообразие: агрессивная увертюра "Прибытие", захватывающая слушателя с первых нот, совсем не похожа на мелодичную композицию "Хронос" - тиканье часов изображают удары смычков col legno. Почти как у Стравинского!
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"