Новые павильоны представляют собой полноценные, хотя и некапитальные быстровозводимые постройки площадью 56,5 кв. м. Благодаря стеклянным дверям и высоким большим окнам они особенно хорошо заметны в вечернее время и будто приглашают войти внутрь. А там все как в настоящем супермаркете, только размеры скромнее - есть холодильники и необходимое торговое оборудование, системы кондиционирования и отопления. На прилавках большой выбор продуктов - молочка, колбасы, крупы, чай и джем, хлеб и многое другое. Детально ассортимент определяет предприниматель, который выиграет право на торговлю на городском аукционе.
В удобстве такого формата торговли уже убедились жители Бескудниковского района, где первый павильон открылся в рамках пилотного проекта. Выбор места не случаен - дело в том, что такие павильоны будут устанавливать там, где нет поблизости крупных сетевых супермаркетов. В Бескудниковском районе как раз такая ситуация, к тому же дома здесь пойдут под снос в рамках программы реновации, а потому сетевики сюда вряд ли зайдут в ближайшее время. Местным жителям продуктовый павильон понравился - он гораздо удобнее обычных киосков, да и по сравнению с большими супермаркетами тоже есть плюсы: не надо ходить между многочисленных полок в поисках молока и хлеба.
Словом, эксперимент признали удачным. Правительство Москвы уже приняло решение о закупке еще 23 таких торговых павильонов - их поставят до конца года. Городские инвестиции по самым скромным подсчетам окупятся менее чем за четыре года. Предпринимателям тоже удобно - они получат уже готовую торговую площадку и смогут сразу начать работу, не делая ремонт и не закупая оборудование.
"Оплачивая ежемесячную аренду, предприниматель по сути получает торговое место в беспроцентную рассрочку от города и освобождается от крупных единовременных трат, - говорит глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. - А значит, финансовая нагрузка сокращается, а вход на рынок становится доступнее".
Новые павильоны появятся по 23 адресам, один из них будет находиться в Зеленограде у корпуса 921, другой - на юго-востоке столицы по адресу Есенинский бульвар, вл. 6-8. В том, что на развитии малого предпринимательства их открытие скажется положительно, уверен и глава комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг торгово-промышленной палаты Москвы Михаил Мандалян. Возрастет конкуренция, а это всегда идет на пользу конечным покупателям. "Ни в одной стране мира невозможно спланировать, как будет развиваться та или иная форма торговли, поэтому подобные эксперименты необходимы городу, чтобы изучить и наверняка понять потребности людей", - говорит он.
При этом предприниматели, которые собираются вести бизнес в павильоне, должны быть готовы к определенным трудностям. Им нужно правильно выбрать свой ассортимент, график работы и расположение - это определит эффективность торговой точки, уверена преподаватель кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Юлия Сяглова.
Установка новых торговых павильонов - это, по сути, продолжение реформы сегмента нестационарной торговли в Москве. Началась она, напомню, еще в 2015 году - тогда в городе начали сносить старые разномастные киоски, а взамен устанавливали новые, выполненные по единым эскизам Москомархитектуры. Сегодня в городе уже более 9 тысяч новых киосков, в которых торгуют мороженым, цветами, печатной продукцией, хлебобулочными изделиями и многим другим. Но заменить собой продуктовые магазины они не могут.