Кадры требуются везде. Так, "Балтийскому заводу" нужны токари и слесари, "Адмиралтейским верфям" - дефектоскописты и облицовщики, "Канонерский судоремонтный завод" заинтересован в судокорпусниках и трубопроводчиках.
Причем петербургские судостроительные и судоремонтные предприятия находятся в заведомо лучших условиях, чем, например, их коллеги с Дальнего Востока. Ведь центр морского образования расположен в Северной столице и каждый год учебные заведения выпускают тысячи дипломированных специалистов. Но именно на Петербург приходится 47 процентов от общего количества вакансий в судостроении.
Еще несколько лет назад перед предприятиями стояла проблема: выпускники к ним не шли, предпочитая устраиваться не по специальности. Предприятия повышали зарплаты, например, никого не удивляло, когда те же "Адмиралтейские верфи" искали слесарей с окладом 50-70 тысяч в зависимости от разряда. Параллельно компании расширяли социальный пакет. Например, на "Средне-Невском судостроительном заводе" сотрудникам начали субсидировать ипотечные кредиты на 40-60 процентов от ежемесячного платежа. Когда приток кадров стал относительно стабильным, выяснилась другая проблема: молодые специалисты массово нуждаются в переподготовке. Проблему признают все участники рынка. Так, ректор легендарной "Корабелки" Глеб Туричин на заседании совета старейшин в ОСК заявил, что корни проблемы лежат в болонской системе: бакалавры и магистры, которых сейчас выпускают вместо инженеров, имеют очень широкое, но неглубокое образование.
Ситуация осложняется еще и тем, что учебные программы не всегда отвечают требованиям потенциальных работодателей. Это общая проблема для всех отраслей промышленности, но в судостроении и судоремонтном деле она проявляется особенно явно, уж очень специфичные отрасли.
Чтобы увязать учебные программы и потребности предприятий, вводятся профессиональные стандарты. Это тот минимум, которому должен соответствовать сотрудник на той или иной должности. Сейчас для судостроения утверждено 26 таких документов. Первый стандарт - специалиста по проектированию и конструированию в судостроении - был утвержден минюстом еще в октябре 2014 года. В апреле появились стандарты для судового изолировщика и слесаря-судоремонтника. На основе стандартов предприятия выставляют требования к сотрудникам. Но, чтобы получить все нужные навыки, учебные заведения должны принять на основе профессиональных свои образовательные стандарты. Это очень непростая работа, поэтому сейчас все участники рынка прилагают усилия, чтобы сблизить учебные заведения и предприятия. Как сообщил "РГ" гендиректор Российского морского регистра судоходства (РС) Константин Пальников, ведомство заключило соглашение о сотрудничестве с Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала Макарова и Морским госуниверситетом имени адмирала Невельского.
- Стратегическое партнерство с ведущими морскими вузами страны предусматривает совместную работу по профилированию талантливой молодежи, - отметил Константин Пальников. - Это целый комплекс мер: развитие нормативной и методической базы учебного процесса на основе опыта РС в сфере морского транспорта, организация практики для студентов и стажировки для преподавателей вузов в подразделениях РС, научно-исследовательская деятельность. Мы помогаем вузам и в модернизации образовательного процесса, оснащении современной техникой и системами для обучения молодых специалистов. При участии РС открыта лаборатория информационных технологий в области технической эксплуатации судовых электроустановок и оборудования в ГУМРФ, создается современная аудитория в Морском государственном университете.
Сотрудники РС читают лекции студентам, проводят семинары. С учебными заведениями взаимодействуют и предприятия. Они проводят конкурсы для студентов, выявляют самых активных и, что самое главное, пересматривают подходы к производственной практике.