20.09.2017 14:59
Поделиться

Шоссе СЗФО оградят от животных

Сразу несколько участков междугородных трасс на Северо-Западе начали оборудовать защитными устройствами, препятствующими выходу диких животных на проезжую часть. Закон не заставляет дорожников делать дополнительную работу, однако зверопереходы, экодуки и электропастухи могут спасти жизнь и человеку, и животному.

Последний трагический случай произошел в начале сентября в Новгородской области. По информации областного ГИБДД, лось, выскочивший на проезжую часть спровоцировал ДТП со смертельным исходом. Водитель грузовика Skania, объезжая внезапно выбежавшего на дорогу зверя, выехал на встречную полосу и врезался в легковой Ford. В легковом автомобиле погибли водитель и оба пассажира, шофер грузовика доставлен в больницу.

Сократить такие ситуации до минимума решили в Ленинградской области. В Волховском районе вдоль дороги Новая Ладога - Вологда на многие километры протянулись новенькие деревянные столбы. Между ними в несколько рядов натянута тонкая металлическая проволока. Приглядевшись, можно заметить, что на ней есть предупреждающие знаки - проволока находится под напряжением. Это - "электропастух", с помощью такого устройства от дороги с интенсивным движением отпугивают диких животных. Корреспондент "РГ" разбиралась, как это работает.

Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП) 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", "при пересечении автомобильной дорогой путей миграции животных необходимо разрабатывать специальные мероприятия по обеспечению безопасного и беспрепятственного их передвижения". Те же правила упоминают, что есть тип ограждений, предназначенных для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть: сетки, конструкции перильного типа высотой 0,8-1,5 метра. Однако устанавливать их предлагается на разделительной полосе. А в малонаселенных местах, в том числе в Ленобласти, опасен прежде всего внезапный выход животных из кустов или из леса на проезжую часть.

Чаще всего под колесами автомобилей гибнут лоси - более 80 процентов всех случаев, а также кабаны, косули, медведи, волки. Согласно статистике областного комитета по природным ресурсам, в период с 2009 по 2015 годы в регионе зарегистрировано свыше 850 ДТП с участием животных, в них пострадало более 500 человек, на месте аварии погибло более 80 процентов животных. В этом году комитетом по животному миру зафиксировано уже 73 ДТП с копытными. А в сентябре-октябре их число еще увеличится - у лосей начался период гона, который продлится около месяца.

Экологи предлагают строить над скоростными магистралями так называемые "экодуки" (производная от слова виадук - "РГ"). Однако вообразить себе такие конструкции на просторах России непросто: экодук должен максимально вписываться в окружающий ландшафт, а для этого иметь ширину не менее 80 метров, кусты и деревья по периметру, чтобы животные не пугались высоты и несущихся внизу машин. Поэтому на трассе М-11 Москва -Петербург зверопроходы проложили под дорожным полотном.

- Технические требования к зверопроходам разработаны в Специальных Технических Условиях на проектирование 7 и 8 этапов скоростной трассы М-11. СТУ вводят повышенные требования к таким типам сооружений в сравнении с действующей документацией. Так, норматив предписывает обустраивать зверопроходы не менее трех метров в высоту и четыре метра в ширину. На наших сооружениях габариты составят соответственно 4,5 и 15 метров, - рассказал корреспонденту "РГ" Сергей Николавцев, начальник отдела дорог и искусственных сооружений ООО "Магистраль двух столиц". - На 7-8 этапах трассы будет построено 18 зверопроходов. 12 из них будут расположены на территории Ленинградской области. Для минимизации "уровня беспокойства" животных у зверопроходов также предусмотрена установка шумозащитных экранов трехметровой высоты.

Если же трасса уже построена и эксплуатируется, то ограничить выход диких животных поможет "электропастух". Но и здесь дорожники руководствуются не нормами законодательства и СНиПами, а "необходимостью принятия технических мер по предотвращению хаотичного выхода диких животных на проезжую часть, сообщили "РГ" в подведомственном Росавтодору ФКУ Упрдор "Северо-Запад". Уже оборудовано пять участков дорог Р-21 "Кола" Петербург - Мурманск- граница с Королевством Норвегия и А-114 Вологда - Тихвин - Р-21 "Кола".

- Система "электронный пастух" представляет собой средство удерживания диких животных на пути их миграции, позволяет предотвратить их хаотичный выход на проезжую часть и направить их через дорогу в специально отведенном месте, - пояснила специалист пресс-службы ФКУ Упрдор "Северо-Запад" Ольга Черухина. - Такие участки  работают по принципу интеллектуальной системы, оснащены средствами оповещения участников движения о приближении к месту выхода животных, соответствующими датчиками и электрооборудованием.

Стоимость подобных работ дорожники не назвали. Отметили только, что "учитывая эффективность близкую к устройству экодуков, установка системы не является дорогостоящим мероприятием". Однако в перспективе подобные расходы могут стать обязательными для дорожников: правительство Ленинградской области уже выступило с инициативой по изменению федерального законодательства. В министерство природных ресурсов направлено предложение совместно с Минтрансом инициировать работы по созданию отраслевых дорожно-методических норм, которые могут применяться при строительстве биопереходов для животных, а также модернизировать существующий СНиП и установить характеристики пропускных сооружений для диких животных с учетом современных конструктивных решений.

Тем временем

Год назад комитет по природопользованию Северной столицы предлагал разместить дорожные знаки "Дикие животные" в черте города. Основание - в 2016 году в Петербурге было зарегистрировано не менее семи ДТП с участием крупных животных. Наиболее опасными для лосей и кабанов оказались КАД, район Парашютной улицы и дорога в аэропорт Пулково. Однако поручение, данное ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга", которое является заказчиком проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов организации дорожного движения, так и не было выполнено.

Прямая речь

Алексей Тузов, Независимый эксперт транспортной отрасли:

- В России экодуки были использованы всего на двух трассах: Адлер - Красная Поляна в районе Сочинского национального парка и на платной автодороге Москва - Санкт-Петербург. На трассе, соединяющей две столицы, эти переходы подземные, их провели под трассой.

Для обязательного устройства таких переходов нужно менять законодательство РФ на федеральном уровне: обязать проектировщиков дорог учитывать, что новые трассы пройдут через маршруты миграций животных, и указывать им, в каких конкретных случаях установка зверопереходов необходима. В определенном смысле этим занимаются региональные комитеты по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, однако они уполномочены только направлять информацию в комитеты по дорожному хозяйству и Росавтодор.