20.09.2017 19:54
    Поделиться

    Чем уральский "Реальный театр" отличается от других фестивалей

    Сегодня в России проводится около 250 театральных фестивалей. Наш, екатеринбургский, с негромким названием "Реальный театр" - не только один из старейших (точка отсчета - 1991 год), но и один из самых значимых для профессионалов. И это при том, что на нем не определяют победителей, на нем и жюри-то нет. Просто съезжаются со всей страны режиссеры и руководители театров, эксперты и продюсеры, критики и театроведы. Горожане раскупают билеты, и все смотрят спектакли, понимая, что к Магомету пришла настоящая гора.

    - У каждого фестиваля свой формат. Формат "Реального театра" - работы, которые предлагают свежие идеи в театральном движении, дают какие-то необычные трактовки. Такие спектакли - достаточно редкая вещь, - говорит арт-директор фестиваля, замдиректора Екатеринбургского ТЮЗа Олег Лоевский.

    Иными словами, раз в два года по осени мы имеем счастливую возможность, не "разрывая навозную кучу" дрянных антреприз и разрекламированного гастрольного чеса по провинции, увидеть своими глазами "жемчужные зерна" настоящего театра. Эти спектакли не сияют с афиш брендовыми именами режиссеров, о них не пишут взахлеб критики, и до "Золотых масок" многим из них, как до Москвы пешком. Но это настоящий, живой театральный процесс. "Реальный театр" отличается от многих прочих еще и тем, что его участников выбирает не совет маститых экспертов, а лично Олег Семенович Лоевский.

    "Мастерская" из Санкт-Петербурга видит в Тартюфе современного попа-сектанта

    Нет, разумеется, у него есть помощники - областное правительство, горадминистрация, союз театральных деятелей. Но именно он из года в год ездит по стране, смотрит сотни спектаклей и отвечает за каждый привезенный на фестиваль своим авторитетом и репутацией. В этом году он выбрал 22 спектакля из 18 театров, и по фестивальной афише можно изучать географию - Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Новокуйбышевск, Минусинск, Серов, Киров, Таллин.

    Не пытаясь обрисовать картину целиком, заметим лишь одну из тенденций сегодняшнего "реального" театра - стремление быть ближе к зрителю, говорить на его языке о том, что у него болит, что радует и беспокоит. Студенты Школы-студии МХАТ, собирая материал для "Транссиба", проехали на поезде через всю страну и создали галерею отнюдь не глянцевых портретов. А персонажи спектакля "В розовом" творческой лаборатории "Угол" из Казани встретились со зрителями в дождливый день на аллее Харитоновского парка и в реальных декорациях читали монологи о любви реальных молодых людей, а публика даже могла задавать уточняющие вопросы.

    Сегодняшний театр переосмысляет все с актуальных позиций. Минусинский драмтеатр превращает драму Булгакова "Последние дни" о гибели Пушкине в фарс. Санкт-петербургская "Мастерская" видит в мольеровском Тартюфе вполне современного попа-сектанта.

    Отдельным спектаклем становилось обсуждение, в процессе которого самые уважаемые критики всерьез спорили с самыми заинтересованными зрителями.

    - Простите, я вас перебил…

    - Ничего, я потом вас тоже перебью.

    В общем, очень-очень жаль, что фестиваль закончился и новой встречи ждать еще два года. Но что поделаешь, реальному театру тоже надо собраться с мыслями.

    Поделиться