Новости

20.09.2017 19:36
Рубрика: Общество

Брат один

15 лет назад в Кармадонском ущелье погиб Сергей Бодров и его съемочная группа
20 сентября 2002 года киногруппа Сергея Бодрова-младшего отправилась в горы на съемки фильма "Связной". Автором сценария картины был Сергей, он же играл главную роль. В финале фильма главный герой должен был погибнуть.

Но жизнь перечеркнула сценарий. Съемочная группа и главный герой попали в зону схода ледника Колка и трагически погибли. "РГ" вспоминает культового тележурналиста и актера 90-х и пытается понять: кто он, Сергей Бодров?

Сегодня, когда вчерашних кумиров никто не узнает ни в лицо, ни по имени, а легкая слава мгновенно девальвируется, этот, навсегда оставшийся молодым человек (ему было всего 30) стал человеком-символом. Во времена, когда все стремительно рушилось и менялось, когда рэкетиры и киллеры невольно становились "героями" времени, он, пожалуй, первый не словами, не политической позицией, не громкими проектами и программами, а самим собой явил альтернативу таким "героям". Он первый в своем поколении собрал и явил ту самую "новую искренность", без которой не образуется стиль времени.

Если у 90-х и есть положительный стиль, то это человеческий стиль Сергея Бодрова. Даже если бы он до конца своей жизни вел "Взгляд", этого было бы достаточно, он бы уже остался с нами навсегда. Но он играл в кино, снялся во всем запомнившемся "Кавказском пленнике" - в фильме своего отца Бодрова-старшего. Сам снимал кино. И новая искренность шла за ним на экраны. Его Данила Багров в "Брате", может быть, и сомнителен с нравственной точки зрения, но это вопросы скорее к режиссеру. А Бодров даже сквозь неоднозначность актерского образа явил ту самую новую, вдруг выстрелившую искренность, которая покорила и увлекла образом Данилы Багрова. Это была невозможность "нелюбви".

Прямая речь

Сергей Шаргунов, писатель:

- Сергей Бодров запечатлен в сознании людей как народный герой. Его образ и личность неразрывно связаны с теми, кого он играл. Так бывает с артистами. Как Высоцкий навсегда Жеглов. Когда смотришь на судьбу Сергея, понимаешь, что в трагизме его судьбы было как будто нечто предначертанное. Часто бывает, что особо хорошие уходят рано. Среди моих друзей есть те, кто знал его близко, они говорят о нем как об очень хорошем человеке. В чем-то он оставался ребенком и говорил, что детство - это самое важное время в жизни человека. И то, что он так рано, в детстве, обдумал свою жизнь, тоже показательно и важно.

Сергей - патриот действия, человек без излишних декламаций

Например, он рассказывал, что уже в детстве решил, как будет выглядеть его жена, и когда ее увидел - сразу узнал. Искренность, порывистость и детскость - это про него. Кстати, при том, что его герой Данила по сценарию груб и жесток, на самом деле это был очень поэтичный герой. Для меня показательно, что он не смог прижиться на телевидении. Журналистская суетность была ему не близка. К тому же он выкладывался в своих ролях. При этом все это было не натужно, не наигранно, это даже нельзя назвать игрой. Он говорил, что не актер и по-подростковому упрямо относился к каждой своей роли как поступку. Он называл роль поступком. И поэтому, наверное, так полюбился зрителям.

Балабановский герой - это ключ к реальности эпохи, он снял по-своему гениальные фильмы, но важно, что сам Сергей сочувствовал, сопереживал своему герою, понимал его. Он вряд ли был готов участвовать в боях, но хорошо понимал внутреннюю мотивацию, порыв своего героя, движения его души. Данила Багров для кого-то китчевый, нелепый и даже отрицательный персонаж, для самого Сергея - герой. Помните, Лев Толстой говорил о скрытой теплоте патриотизма? Сергей - это патриот действия, много не декламирующий. Интересно, что он сам называл патриотизмом ощущения единства с людьми, с которыми ты живешь в одной стране.

И он совершенно спокойно в начале нулевых, когда эта тема не была мейнстримом, говорил о достоинстве нашего народа, о том, что накопилась усталость от унижений, о том, что мы имеем право подшутить над американцами, и все это звучало наперекор. Так же как и фильмы Балабанова, которые стали памятниками эпохи, на самом деле взламывали время, шли наперекор моде и мейнстриму. И, конечно, в "Кавказском пленнике", в "Востоке - Западе" он был самим собой, узнавался, был узнаваем и близок людям как свой, как брат. Кстати, есть трагический фильм "Медвежий поцелуй", интересно, что Сергей сыграл там медведя. Мне кажется, он был по-настоящему русским человеком, не знаю, как бы дальше все у него складывалось, но на изломе времени, среди смуты, отчаяния и безнадеги он сумел через парадоксальные, радикальные и резкие образы вселить надежду в сердца миллионов зрителей. Никто бы так не сыграл этих героев и никогда не сыграет, как он. Именно потому, что он был естественен. Потому его игра была не игрой, а шла из самой жизни.

Общество Утраты