20.09.2017 14:48
    Поделиться

    В Доме Чайковского отметят 140-летие "Лебединого озера"

    Знаменитому творению Петра Ильича Чайковского, ставшему "иконой" русского балета для всего мира, а для российской публики - еще и памятным знаком Августовского путча 1991 года, когда советское телевидение фантасмагорически, нон-стоп транслировало по всем каналам "Лебединое озеро", прикрывая чарующей эстетикой "белого" балета государственный переворот, исполнилось 140 лет. К круглой дате в Доме Чайковского в Клину подготовили выставку под названием "Лебединое озеро” - хореографическая драма на все времена".

    Надо заметить, что парадоксы в истории этого балета Чайковского случались не раз. Факт, но композитор написал "Лебединое озеро" вовсе не на то либретто, которое известно нам. И он никогда не видел "Лебединое" в том виде, какой балет обрел в результате радикальной переделки либретто братом Чайковского Модестом для спектакля Мариуса Петипа и Льва Иванова, поставленного уже после смерти композитора, в 1895 году, и ставшего классикой мирового балета.

    Композитор написал "Лебединое озеро" не на то либретто, которое известно нам

    Как заметила глава рукописного фонда Дома Чайковского в Клину Ада Айнбиндер, "история "Лебединого" полна нерешенных вопросов. Это единственный "московский" балет Чайковского, заказанный ему Большим театром, и премьера его в 1877 году состоялась именно на московской сцене, в отличие от "Спящей красавицы" и "Щелкунчика", созданных для Мариинского театра. До сих пор неизвестно, кто точно был автором первоначального либретто, хотя считается, что написано оно Владимиром Бегичевым, инспектором репертуара Императорских московских театров.

    Остается под вопросом и то, действительно ли премьерная постановка "Лебединого" (хореограф Вацлав Рейзингер)  в 1877 году в Большом театре провалилась, как мы читаем в литературе? По факту, спектакль шел 27 раз, а в 1880 году балетмейстер Жозеф Гансен восстановил и отредактировал этот спектакль, и он шел еще некоторое время при жизни Чайковского. Все это трудно назвать провалом".

    Между тем, по воспоминаниям, музыку Чайковского публика приняла сразу, а известный критик Герман Ларош написал, что "Лебединое озеро" - лучший балет, который он когда-нибудь слышал. К слову, именно в эту партитуру Чайковский включил материалы своих ранних опер - "Воеводы" и "Ундины", которые он уничтожил  сам (напомним, что "Ундина" по материалам, хранящимся в  Доме Чайковского в Клину, была воссоздана в фрагментах и опубликована в Академическом полном собрании сочинений П.И. Чайковского в этом году).

    Известно, что и опыт "лебединой" музыки к моменту написания "Лебединого озера" у Чайковского уже был - в имении Каменка в Черкасской области, где жила младшая сестра композитора Александра Давыдова и где, кстати, во времена южной ссылки Александр Пушкин создал несколько своих стихотворений, Чайковский написал в 1867 году музыку для домашнего спектакля "Озеро лебедей". Партитуру "Лебединого озера", также называвшуюся сначала "Озеро лебедей", Чайковский тоже начинал писать в Каменке, а закончил в подмосковном Глебове у своих близких друзей братьев Шиловских, которые, как предполагают, могли быть соавторами первого либретто "Лебединого озера".

    Что касается исторической премьеры балета, то особый успех тогда имел художник Карл Вальц, разработавший новые сценические технологии, обеспечивавшие иллюзию тумана с помощью пара, эффектный ураган в финале балета - со вспышками молний грозой и вихрем, валившим на сцене деревья. Но сегодня вернуть на сцену "авторскую" версию балета Чайковского трудно: материалов сохранилось мало. Есть мемуары Карла Вальца "65 лет в театре", где он рассказывает о работе с Чайковским над премьерой "Лебединого озера".

    В Доме Чайковского хранятся рукописи отдельных номеров, написанных Чайковским для балерин Большого театра, танцевавших в первых спектаклях Одетту - "Русский танец" для Пелагеи Карпаковой, в бенефис которой состоялась историческая премьера балета, и па-де-де, которое было написано Чайковским по требованию примы Большого театра Анны Собещанской, танцевавшей Одетту-Одиллию вслед за Карпаковой.

    В "мариинской" редакции Петипа-Иванова, созданной после смерти Чайковского, или, как ее называют, "редакции Дриго" (по имени дирижера Риккардо Дриго, осуществившего на Мариинской сцене премьеры всех балетов Чайковского),  драматургия и либретто "Лебединого озера" были серьезно изменены. Первые два акта соединили в один, из финала изъяли сцену бури, Дриго добавил в партитуру номера из фортепианной музыки Чайковского: "Шалунья" (вариация Одиллии в па-де-де), "Искорка" и "Немножко Шопена" (третий акт), и многое другое.

    Драматургию "Лебединого" подвергали изменениям и в ХХ веке: в реакции Федора Лопухова  появился сказочно счастливый финал с соединением влюбленных и торжеством любви над темными силами. Как известно, у Чайковского влюбленные не побеждали злые силы, олицетворением которых были коршун Ротбар и сова - мачеха Одетты. В партии Одетты-Одиллии Чайковский подразумевал одну балерину, а в редакции Агриппины Вагановой, например, белого и черного лебедя стали танцевать две исполнительницы (Галина Уланова выступала только в партии белого лебедя - Одетты).

    На выставке в Клину представят всю богатейшую историю этого легендарного балета: уникальные материалы из собрания музея, рукописи Чайковского, фотографии, афиши, макеты спектаклей, костюмы, балетные туфли и пуанты, принадлежавшие выдающимся исполнителям - Наталье Дудинской, Майе Плисецкой, Константину Сергееву и другим. Будет выставлен и костюм Матильды Кшесинской, в котором она в последний раз в своей жизни (в 64 года) выходила на сцену лондонского Ковент-Гарден, исполнив "Русский танец" из "Лебединого озера". Этот костюм Кшесинская в 1960 году подарила Дому Чайковского в Клину.

    Справка "РГ"

    Выставка откроется 22 сентября в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину. А в конце 2018 года "Лебединое озеро" выйдет в серии томов Академического полного собрания сочинений П.И. Чайковского (научные редакторы Ада Айнбиндер и Александр Комаров).

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться