Например, как у 16-летней Лизы Йоханссон. После окончания неполной средней школы, не дающей права учиться в вузе, девушка выбрала профессию секретаря адвоката и нотариуса, вступив на путь так называемого дуального профобразования.
Подобное решение ежегодно принимают более полумиллиона немцев, причем не только выпускники школ, но и зрелые люди, решившие сменить профессию или повысить свой образовательный статус. Дуальным профобразование в Германии называется из-за тесного переплетения теории и практики. С одной стороны, его программа предусматривает посещение "профессиональных школ", подавляющее большинство которых - государственные, то есть находящиеся на балансе бюджетов каждой из 16 федеральных земель. Поскольку в ФРГ образование и наука находятся в местном подчинении, из общефедерального бюджета спонсируются только особо важные проекты.
Главное условие приема в профессиональную школу - письменное согласие какого-либо предприятия выделить место для практиканта и сопровождать его обучение. Получить его не так-то просто, многие фирмы отсеивают абитуриентов из-за недостаточных школьных знаний или непригодности к определенной профессии. Для Лизы Йоханссон это проблемой не было, ведь у нее в аттестате о неполном среднем образовании были только хорошие и отличные оценки. Сразу после того, как девушка разослала заявления, из адвокатских контор посыпались приглашения на собеседование. Ведь для помощника адвоката важно не только быть грамотным и владеть математикой, но и проявлять дисциплину, обладать хорошей памятью, выдержкой, а также ухоженной внешностью.
Как рассказала "РГ" представительница Германской торгово-промышленной палаты Ульрике Фридрих, дуальное образование в ФРГ можно получить в сфере обслуживания, банковско-торговом секторе, на машиностроительных и металлообрабатывающих предприятиях, а также в прикладных отраслях. Сейчас желающие могут выбирать из 350 профессий, среди которых 250 - в промышленности и торговле. Ежегодно для практикантов открывают свои двери около 450 тысяч фирм, среди них индустриальные предприятия, медийные концерны, банки, страховые компании, а также фирмы высоких технологий.
Стандартный период дуального обучения - три года, хотя в зависимости от специальности полный курс может длиться от двух до трех с половиной лет. Для выпускников полных средних школ обучение может быть сокращено до года. В профшколах молодые люди изучают как школьные предметы, так и предметы, непосредственно связанные с их будущей специализацией. Теоретическая и практическая части в совокупности должны соответствовать 40-часовой рабочей неделе, из них день-два должны быть отведены профшколе. Акцент делается на практическом обучении.
Хотя Лиза была новичком в профессии и адвокатская контора должна была высвобождать дополнительные резервы для ее обучения, тем не менее стоила она фирме меньше, чем стандартный секретарь, работающий на полную ставку. Так как дуальное обучение субсидируется государством, выгода получается двойная - как для предприятий, на которых практикуются будущие рабочие и сотрудники сферы обслуживания и медицины, так и для самих учеников. По словам Ульрике Фридрих, в зависимости от фирмы и сферы деятельности обучающиеся практиканты получают от 300 до 1000 евро в месяц. Для работодателя это означает экономию средств, а для будущего специалиста - собственную зарплату уже в период обучения. Обычно фирмы принимают своих практикантов после окончания "профессиональной школы", так что и безработица им не грозит. При условии, конечно, если они благополучно сдадут все теоретические и практические экзамены, состоящие, как правило, из пяти частей и проводящиеся в конце обучения параллельно во всех региональных торгово-промышленных палатах. Кстати, они в качестве экзаменаторов на добровольных началах привлекают независимых экспертов. Так что проверка устраивается на совесть.
Обязательный экзамен для получающих образование по системе дуального обучения молодых людей - основы экономики и социологии. Остальные испытания разнятся в зависимости от выбранной профессии. Автомеханик, например, должен сдать экзамен "заказ на обслуживание", включающий консультацию заказчика, "принятие заказа", предметы "автомобильная и гарантийная техника", а также "техническая диагностика". В некоторых профшколах ученики сдают и промежуточные экзамены между двумя этапами обучения.
Благодаря государственным сертификации и контролю обучение во всех федеральных землях осуществляется по общим стандартным методикам, гарантирующим одинаково высокое качество профессиональной выучки. Поэтому у каждого выпускника профшколы есть равные шансы найти работу в любой федеральной земле Германии или поступить в специализированный институт или университет. При наличии способностей и желания дорога для дальнейшего самоусовершенствования, то есть для поступления в вуз или повышения квалификации, открыта всем.
Не в последнюю очередь именно за счет дуального образования в Германии удается поддерживать безработицу среди молодежи на очень низком уровне - менее 9 процентов. Хотя предприятия должны платить своим практикантам зарплату, это все же стоящие инвестиции. Ведь в противном случае фирмам пришлось бы искать рабочую силу на свободном рынке труда, а это связано с дополнительными затратами и рисками. Поскольку предприятие знает своего практиканта, а тот хорошо знает своего работодателя, возникает меньше трений в повседневной рабочей жизни: в период обучения фирма "подтачивает" сотрудника под себя. По словам председателя Восточного комитета Немецкой промышленности Экхарда Кордеса, дуальное образование - мотор немецкого сектора МСП, которые растут и развиваются именно благодаря постоянному притоку новых хорошо обученных кадров.
В последнее время, однако, и в Германии заметен недостаток желающих обучаться определенным профессиям (на это жалуются, например, хлебопекарни, адвокатские конторы, фирмы, обучающие техническим специальностям). Например, в Берлине в новом учебном году на предприятиях незаполненными оказались около 10 тысяч мест для дуального обучения. Как ни странно, столько же выпускников школ находятся в поисках работы своей мечты. Это обусловлено не в последнюю очередь также и демографическими перекосами - население стареет, а молодых рабочих рук становится все меньше. Надежда улучшить ситуацию за счет притока мигрантов также пока не оправдалась. Поскольку большинство из них не обладают знанием немецкого языка и не обучались в немецкой школе, ожидать положительных результатов интеграции иностранцев в рабочий рынок придется не ранее чем через 10-15 лет.