В то же время, по данным HeadHunter, на одну вакансию в сфере IT, Интернета и телекома в этом году претендуют в среднем 3,3 соискателя. "Будущие абитуриенты, увидев, что, к примеру, фронтенд-разработчикам хорошо платят, поступят в вузы на соответствующую специальность, - привел пример исполнительный директор системы контроля действий сотрудников "Стахановец" Никита Рогозин. - Так, 7-10 лет назад рынок испытывал острую потребность в SEO- и SMM-специалистах. Все пошли в SEO и SMM, из-за чего возник переизбыток". Но в остальных отраслях картина не так радужна.
IT-отрасли нужны люди, способные понимать запросы клиентов, правильно ставить задачи и организовывать работу программистов. Это продукт-менеджеры, специалисты по пользовательскому опыту, специалисты по большим данным. Последние, как пояснил руководитель направления, старший консультант Korn Ferry Hay Group Александр Маслюк, это не программисты, а скорее математики, причем с хорошим пониманием предмета анализа - индустрии или явления, которое им предстоит изучить. Это не айтишники в чистом виде. Еще один аспект проблемы в том, что отдельные IT-направления, та же работа с большими данными, находятся в стадии формирования и по ним еще нет стандартизированных требований к сотрудникам.
Решать проблему дефицита кадров нужно через связку "школа - вуз - компания", считают участники рынка. Все крупные IT-компании вкладывают средства в собственные образовательные программы и развивают партнерство с вузами - например, "Яндекс", Сбербанк, Parallels сотрудничают с МФТИ, Mail.ru Group - с МГТУ им. Баумана. Составляющая "школа" также важна в цепочке, уверена заместитель гендиректора по работе с персоналом КРОК Полина Хабарова, так как в вуз абитуриенты могут прийти с отсутствием каких-то важных качеств, которые необходимо развивать на этапе раньше. "В компании есть полугодовая программа, в течение которой старшеклассники выполняют реальные IT-проекты под руководством студентов и при поддержке экспертов из отрасли, - рассказала эксперт. - В этом процессе для школьников мы организуем практику осмысленной работы, для студентов - практику осознанного управления проектами и командами, для учителей - возможность увидеть, что ждет детей после выпуска, какие могут быть ориентиры, какие навыки будут критически важны". Проект поддерживает Школа новых технологий (проектный офис департамента информационных технологий Москвы и департамента образования Москвы), поэтому у школ-участников есть формальное "одобрение" помогать своим командам. Вузы в свою очередь поддерживают вовлеченность студентов - например, в зачет практики.
Повысить заинтересованность бизнеса в подготовке кадров совместно с образовательными учреждениями можно с помощью налоговых и других льгот. Но кроме подготовки новых кадров нужно проводить работу по возврату наших специалистов, которые уехали за рубеж. Пока это задача сложная: жить, например, на берегу Тихого океана в небольшом городке вместе с ведущими мировыми специалистами и работать над решением глобальных задач значительно привлекательнее, даже если уровень задач и зарплат сопоставим с Россией. Но главное преимущество не в океане, а в масштабах: сейчас в районе одной только Силиконовой долины размещено 20 тысяч публичных вакансий. "Привлечь в Россию IT-специалистов мирового уровня можно только очень большими деньгами", - считает Никита Рогозин. В пример он привел Google - некоторым редким специалистам компания платила за 3-4 года столько, что этого хватило на запуск собственного бизнеса (от 1 миллиона долларов и более).
Создавать условия для жизни, которые перевесят потенциальные выгоды от переезда, можно и в России. "В этом смысле мне очень нравится идея казанского Иннополиса, где созданы все условия для жизни молодых семей и куда приглашаются ведущие мировые специалисты, с которыми можно поговорить и поработать", - отметил Александр Маслюк. Бизнес особенно ценит в молодых IT-специалистах самомотивацию и обучаемость. Участники рынка рассказывают, что часто стажеры поверхностно знакомы с выбранной сферой деятельности, ограничиваются базовой программой университета, а работодатели ждут от них более глубоких знаний. "Мы активно сотрудничаем с ведущими вузами как раз для того, чтобы "заземлить" академические знания на реалии бизнеса, - рассказала Полина Хабарова. - Наши эксперты преподают в кампусах, ведут профильные курсы, а также участвуют в проекте "Летняя ИТ-школа", по итогам которой ежегодно к нам выходит несколько стажеров". На стажерские позиции могут претендовать выдающиеся студенты последних курсов и недавние выпускники вузов - компании готовы инвестировать в их профессиональный рост и помогать адаптироваться к реальным бизнес-задачам.