Новости

20.09.2017 15:45
Рубрика: Общество

Портрет неодикаря

Почему организованному отдыху турист предпочитает дикий

Отпускник-2017 глазами ВЦИОМ - это неодикарь, предпочитающий дачно-домашний отпуск или самостоятельно организованный тур по России. Неодикарь на отдыхе умело балансирует между ценой и качеством услуг, но бессилен перед двумя явлениями - нехваткой денег и погодой.

Отель? Банально! А две стены из велосипедов и крыша из полотенца - крутой приют. Фото: EPA Отель? Банально! А две стены из велосипедов и крыша из полотенца - крутой приют. Фото: EPA
Отель? Банально! А две стены из велосипедов и крыша из полотенца - крутой приют. Фото: EPA

Уходящий туристический сезон к портрету россиянина-отпускника дорисовал два важных штриха. По данным опроса ВЦИОМ, отпускник предпочитает организованному отдыху дикий (67%), но не в частном секторе, а в отеле, выбранном без посредников и туроператора. И впервые 22% отдыхающих обвинили в плохом отдыхе… погоду. Это рекорд. Обычно погоду винят не более 2% недовольных. В остальном динамика перемен мала: 41% отдыхал дома или на даче, 31% вообще не ходил в отпуск (в 2016 году - 45%) и 31% смог себе позволить дальние путешествия.

При этом лишь 11% (1% - Прибалтика, 3% - СНГ и Турция, 7% - дальнее зарубежье) побывали за границей, а подавляющие 89% путешествовали по России.

- Тренд не просто путешествовать по России, - говорит генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, - а путешествовать самостоятельно. Но надо признать, что главный стимул автономности туриста кроется в цене вопроса. И тут, я думаю, у страха оказались глаза велики. По ожиданиям рост цен на турсезон мог составить до 18%, а по факту - 4%. Эти ожидания негативно сказались как на Крыме, куда поехали не более 4% (в 2015 - 6%), так и на курортах Краснодарского края - 11% (в 2015 - 18%).

Впрочем, как полагает Федоров, от растущего умения неодикаря автономно от туриндустрии бронировать отели и трансфер выиграли такие некурортные места как Казань, Санкт-Петербург, Астрахань, Кострома и Плес, Волгоград и частично азовское побережье - Ейск, Азов и Таганрог.

Правда, в связи с новым спросом на внутренний некурортный туризм и "дикое" его наполнение у отдыхающих появилось, как говорят социологи, чувство депривации. Попросту - недовольства. Статистика ВЦИОМ удивляет - 29% поехали не туда, куда хотели, 26% - слишком коротко, 23% - дорого, 22% - плохая погода не дала отдохнуть.

- Я не вижу в этих цифрах негатива, - комментирует Валерий Федоров, - дело в том, что совпадение ожиданий от отдыха с реальностью для большей части россиян - это некоторая новая реальность. Ведь, по статистике, 48% вообще не строят планов на отпуск и принимают решение спонтанно. 19% принимают решение об отдыхе стихийно и в последний момент, и лишь 32% планируют его заранее. Вот они, кстати, как правило, довольны качеством отпуска.

По итогам лета-2017 отдохнули две трети опрошенных (в 2016 году - половина). Трети из них финансы не позволили поездок, и они выбрали дачу. Еще треть отдыхала дома. А те, кто путешествовал, из-за растущего бюджета на отдых предпочли "неодикаризм", что, по мнению социологов, образ отдыха будущего для туроператоров делает неясным, а отельеров заставляет  приспосабливаться под новые запросы "неодикарей".

Общество Соцсфера Социология Наука и образование ВЦИОМ Развитие туризма в России