21.09.2017 12:40
    Поделиться

    Почему воронежские дети ходят в школу по бездорожью

    В селе Радченском на самом юге Воронежской области открылась прекрасная школа, оборудованная по последнему слову образовательной науки. При этом село вокруг школы осталось прежним: с темными и отдаленными окраинами, по которым бегает зверье и боятся ходить люди…

    Все с иголочки

    Новенькая, построенная в рамках федеральной программы и открытая 1 сентября школа в Радченском выглядит как Bentley на парковке у сельмага: огромное и шикарное здание в окружении обычных, местами покосившихся деревенских домов. Игровые зоны для всех возрастов, лаборатории с роботами и обучающими 3D-фильмами, класс биологии с новеньким скелетом (школьники с удовольствием с ним фотографируются. - Прим. "РГ"), кабинет ПДД со светофорами и тренажерами. Лингафонный класс для изучения иностранных языков, спортзал с зеркальным паркетом. На улице многофункциональная спортплощадка, которая зимой трансформируется в каток. Цветочные клумбы приезжали высаживать специалисты из Воронежа.

    - Условия превосходные: простор, лаборантская, много приборов. Осциллограф есть, можно показывать быстрые процессы, изучать нано- и цифровые технологии, - не скрывает восторга учитель физики Александр Рыбянцев.

    Из прежних наглядных пособий он взял в новую школу только разрядник - он побольше размером, чем новые, и молния с его помощью получается убедительнее.

    Широкие светлые коридоры выстланы веселой разноцветной плиткой, по стенам развешаны фотографии сельских пейзажей - подарок местного фотоспециалиста.

    - Все условия созданы. Теперь мы должны соответствовать качеству знаний, - подытожила завуч Любовь Мазалиева.

    280 метров до норматива

    Однако до знаний надо еще добраться, и здесь девятикласснице Наташе Рябоконевой федеральная программа не поможет - благоустройство ведущих в школу дорог в нее не заложено. Улицей путь Наташи к школе можно назвать с большой натяжкой - это грунтовая дорога, ведущая из села на отдаленный хутор, неосвещенная и заросшая бурьяном. Школьный автобус туда не ходит.

    - По нормативам автобус забирает детей, живущих в двух километрах от школы и дальше. Наташа живет ближе - до ее дома 1720 метров. Но она может ездить на автобусе: нужно дойти до специальной остановки. Да и что она за звезда, чтобы за ней персонально заезжать?! Автобус к ее дому не пройдет, там бурьяны во,- Галина Ткачева, учитель начальных классов и школьный диспетчер, чиркнула себя по талии.

    Местность, где живут Рябоконевы, называется Заречка - от центра села ее отделяет спрятанная в камышах речка Левая Богучарка. От остановки школьного автобуса до дома Наташи чуть более километра. Асфальт и жилые дома уходят в сторону, вперед по глиняному косогору тянется вверх грунтовка. После дождя тракторы и грузовики размазывают ее в липкую кашу. На полдороге к дому живет Наташина родственница - тетя Таня, у нее девочка в непогоду переобувается. Преодолев сравнительно благополучные полпути до дома, она меняет обычную обувь на резиновые сапоги и шагает дальше.

    - Вон в той ложбине собирается лужа гигантская, я ее либо поверху обхожу, либо кущаником, - поясняет Наташа.

    По нормативам автобус забирает детей, живущих в двух километрах от школы и дальше. Наташа живет ближе - до ее дома 1720 метров

    Дорога полого спускается вниз. Справа высится густая, в рост человека чаща топинамбура, посаженного когда-то Наташиной бабушкой, слева тянется к небу заросший бурьяном косогор. Из-за него выглядывает крыша старой школы - в ней радченцы учились с 1853 года.

    - Там холодно было и тесно, - вспоминает Наташа. - А кабинет физики перегородили ширмой. На одной половине учились, а над другой потолок провис, туда заходить нельзя было.

    После минут 20 пешего пути впереди возникает хуторок: десяток домов, обитаемы из которых только два. Рябоконевы взяли к себе одинокую старушку и присматривают за другой, живущей по соседству. Фонарей нигде нет, бурьян действительно по пояс. Несмотря на то что по улице протянут газ, потенциальные покупатели брошенных домов смотрят на дорогу и отказываются.

    - Когда нашим бабушкам плохо, скорая не едет. Врач по телефону указания дает, а все лекарства у нас есть, - рассказывает школьница.

    В Москву, в Москву, в Москву!

    Зимой Наташа часто видит по пути в школу лисьи и кабаньи следы, на подворье тети Тани забегали волки. В заброшенных домах иногда ночуют приехавшие на сельхозработы иностранцы. Возвращаться школьнице после кружков приходится уже в темное время суток, и единственным помощником ей служит фонарик мобильного телефона.

    - Из-за темноты мы ни на праздник День села не можем сходить, ни на какие-либо мероприятия в клуб. Четыре года просим главу сделать освещение, он отвечает: денег нет. Почту раз в неделю приносят. Я почтальона понимаю - кому охота грязь месить - и не жалуюсь, - сетует мама Наташи Ольга Рябоконева.

    Ее дочь ходит на уроки одна через поля с третьего класса. В темноте и по снегопаду, в дождь и мороз. Несколько раз, когда дорога совсем непроходимой была, Наташа оставалась дома. А однажды девочка ночевала у родных в соседнем селе, а утром в школьный автобус ее не пустили - не оказалось ее в списке школьников, которых там должны забирать. Два с половиной часа шла в школу по морозу пешком.

    Наташа перешла в девятый класс. После его окончания она собирается покинуть школу и Радченское, перебравшись к брату в Москву. Первой в столицу уехала старшая сестра: отучилась там на воспитателя, обзавелась семьей и квартирой. Следом за ней отправился брат, который сейчас работает в полиции. Брат пообещал приютить Наташу и возить ее в колледж. Учиться она будет на воспитателя.

    - Здесь делать нечего. Сижу вечерами дома, скучно. Ни на дискотеку сходить, ни с друзьями пообщаться. Одноклассник как-то хотел ко мне на мопеде приехать - доехал до первого глиняного бугра и обратно повернул. А с детьми обращаться я умею - несколько лет присматриваю за маленькой родственницей, она меня любит, - улыбается Наташа.

    Летом она полтора месяца прожила в Москве, побывала в Кремле, на ВДНХ, по музеям походила. Больше всего ее поразили небоскребы Москва-Сити. Возвращаться домой, на заброшенную сельскую окраину, очень не хотелось.

    - Тут не только людям тяжело. Московские родственники подарили нам кота Тишку - так он болеть начал, а через два месяца умер…

    Прямая речь

    Александр Сармин, глава Радченского сельского поселения:

    - В селе есть пять участков, где необходимо провести уличное освещение. В этом году мы его делать точно не будем - в бюджете нет денег. Постараемся изыскать средства в следующем. Что касается состояния дорог - в районе работает программа асфальтирования сельских улиц. За счет нее делаем пока самое необходимое - в этом году в Травкине заасфальтировали дорогу к кладбищу. Она в гору идет, и, бывает, катафалк туда трактором затаскивают. Возможно, в будущем по программе отремонтируем и улицу к Рябоконевым.

    Тем временем

    Курская область приобретет за счет федеральных средств 13 школьных автобусов на замену транспортных средств, которые были поставлены в 2008 году и срок эксплуатации которых истекает 1 января 2018 года. Все школьные автобусы в регионе оборудованы спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС и подключены к сетевым и региональным центрам навигационных услуг.

    Поделиться