21.09.2017 22:03
    Поделиться

    Приговор по делу саратовской "банды приставов" оставил много вопросов

    Саратовец Андрей Варягин принес в редакцию "РГ" пачку документов: копии обвинительного заключения, судебных приговоров, своих жалоб. Его сын Дмитрий Варягин почти два года назад был осужден по так называемому делу "банды судебных приставов". Мошенники по поддельным исполнительным листам снимали и обналичивали миллионы рублей со счетов коммерческих организаций. Причем Варягина-младшего признали одним из организаторов преступного сообщества, отсюда и строгость наказания - 17 лет лишения свободы. Жена сына, после того как ему вынесли приговор, подала заявление на развод и уехала с внуком к своим родителям.

    - Я ее не осуждаю, ведь столько лет ждать, - говорит Варягин-старший...

    Сам Андрей Юрьевич считает, что его сын осужден несправедливо. Однако Саратовский областной суд в отмене приговора уже отказал. Последняя надежда остается на Верховный.

    - Считаете, что он не виноват? - спрашиваю Варягина.

    - Виноват в том, что помогал мошенникам, но он не был организатором. Пусть отвечает за свои, а не за чужие преступления, - отвечает Варягин-старший.

    Саратовский след

    С весны по осень 2013 года преступники по поддельным исполнительным листам сняли более 20 миллионов рублей со счетов коммерческих фирм. В дальнейшем выяснилось, что бланки исполнительных листов были настоящими, а вот подписи судей и печати в них - поддельными и таких решений судов не существовало.

    Расчет преступники строили на том, что судебные приставы не будут сами проверять подлинность документов. После того как фальшивый исполнительный лист поступал в отдел ФССП, мошенники звонили туда и, выдавая себя за представителей организации-"должника", заявляли о готовности добровольно погасить задолженность, предлагали переслать им исполнительные документы по факсу. То есть старались воспрепятствовать тому, чтобы судебный пристав сам попытался связаться с мнимым должником, ведь тогда мог раскрыться обман. В дальнейшем, не дождавшись "добровольного" погашения долга, судебный пристав направлял в банк требование, по которому деньги перечисляли на счета, указанные в поддельных исполнительных листах.

    Исполнительные производства по липовым документам возбуждались в разных регионах: в Саратове, Волгограде, Краснодаре. Однако следы преступников вели именно в Саратов: во-первых, исполнительные листы якобы были выданы в местных судах, во-вторых, граждане, на счета которых поступали деньги, - также саратовцы.

    Исполнительные производства по липовым документам возбуждались в разных регионах страны, однако следы преступников вели именно в Саратов
     

    Всего, как считает следствие, преступникам удалось трижды успешно похитить деньги по поддельным исполнительным листам. Через Тракторозаводской отдел судебных приставов в Волгограде они сумели снять со счета "Русской телефонной компании" (оператор сотовой связи МТС) 3,5 миллиона рублей. Вскоре через отдел судебных приставов в Краснодаре преступники украли у той же организации в два раза большую сумму - 7,2 миллиона рублей. В обоих случаях деньги были перечислены на счета подставных лиц: молодого сварщика из Саратова (за труды преступники заплатили ему 100 тысяч рублей) и женщины-пьянчужки. В третий раз преступники по поддельному исполнительному листу сумели взыскать все с той же "Русской телефонной компании" через службу судебных приставов в Краснодаре аж 12,9 миллиона рублей...

    Версия следствия

    По версии следствия, которая подтверждена теперь решением суда, организаторами всех этих преступлений являлись двое молодых саратовцев - Титов и Варягин. Оба они недолго работали судебными приставами, затем занимались взысканием долгов. Полученный опыт молодые люди якобы решили применить для незаконного обогащения, задумав аферу с поддельными исполнительными листами.

    Примечательно, что следствие признало: после первого удачного хищения денег в преступлениях начинают участвовать люди из другой сферы - криминальной. Это, например, Рашид Альжанов, который был осужден в 90-е годы за организацию разбойных нападений и ограблений. Особенно нашумел в Саратове случай, когда подельники Альжанова расстреляли милиционеров, остановивших машину с награбленным. Правоохранители чудом остались живы. В истории с поддельными исполнительными листами Альжанов подыскивал обналичников и контролировал их, когда они получали деньги. На такую "работу" его подрядил некий Минкаил Идразов, также ранее судимый, с которым Альжанов познакомился в местах лишения свободы.

    Сам Идразов на следствии дал показания, что, "имея большой авторитет, должен был выступить в этом деле гарантом, что никто никого не кинет".

    Следствие считает, что Титов и Варягин привлекли к участию в хищениях этих новых людей через своего знакомого - руководителя организации по защите прав потребителей Сергея Шакина.

    По версии следствия, Титов и Варягин являлись организаторами преступного сообщества, а Шакин, Идразов, Альжанов - его участниками. Однако поскольку во время предварительного следствия эти трое заключили соглашение о сотрудничестве, их уголовные дела, также как и дела обналичников, были рассмотрены судами в особом порядке. Все они получили небольшие сроки, по нескольку лет лишения свободы.

    Версия защиты

    По словам Титова и Варягина, на самом деле все было наоборот. Организатором аферы с поддельными исполнительными листами был юрист Сергей Шакин, член общественного совета при УВД Саратова.

    Примечательно, что как раз Шакин, занимавшийся защитой прав потребителей, ранее несколько раз взыскивал в пользу своих клиентов деньги с компании МТС, которая стала главной "мишенью" для мошенников.

    Титов и Варягин рассказывали, что с самого начала они выполняли указания Шакина. Выводы следствия, с которыми согласился суд, что существовало преступное сообщество с жесткой иерархией и беспрекословным подчинением организаторам - Титову и Варягину, по мнению их адвокатов, не согласуются с фактическими обстоятельствами дела.

    - Например, невозможно представить, чтобы такой человек, как Идразов, выполнял их указания, - считает адвокат Алексей Саломатов.

    Кстати, в материалах уголовного дела есть данные, что именно по требованию Идразова в исполнительные листы вписывались все большие суммы. А когда планировалось хищение 12,9 миллиона рублей, как раз Идразов передал 30 тысяч рублей Шакину для Варягина, чтобы тот купил бланки исполнительных листов. Эта красноречивая деталь говорит о многом. Ведь если Варягин действительно был организатором и именно ему доставалась значительная часть денег, как-то странно, что в решающий момент у него не оказывается нужной суммы.

    ...Одним из главных доказательств "руководящей роли" в преступлениях молодых людей стали флешка с копиями документов, а также поддельные печати судов. Все это сыщики обнаружили в квартире, которую они снимали. Однако сами Титов и Варягин говорят, что эти вещи незадолго до задержания им передал Сергей Шакин и попросил ... спрятать.

    После приговора

    Приговор по делу вынесли, хотя без ответа остались многие вопросы и не были установлены все участники преступления. Например, следствие не смогло выяснить, каким образом мошенники сумели завладеть бланками исполнительных листов, числившихся за мировыми участками Фрунзенского и Октябрьского районных судов Саратова. В деле есть только неподтвержденные показания все того же Сергея Шакина, что Дмитрий Варягин якобы покупал эти бланки у сотрудницы суда. Не раскрыты связи преступников с банковскими работниками, от которых они могли получать информацию о состоянии счетов. Не установлены личности некоего "Валеры", который сопровождал обналичницу, когда она получала деньги в Москве, и "Антона Днепровского", общавшегося с судебными приставами. Обо всем этом я хотел спросить сотрудников следствия, которые занимались этим делом. Однако следователь Главного следственного управления (ГСУ) ГУ МВД по региону Сергей Амосов встречаться с журналистом, когда узнал, что меня интересует, отказался.

    - Я военный человек, - сообщил Сергей Валерьевич, - обращайтесь к моему начальству.

    Руководство ГСУ, как заявили в пресс-службе Главного управления МВД по Саратовской области, добро на общение следователя с прессой также не дало.

    - Есть решение суда, оно вступило в законную силу, там все сказано, - заявили в пресс-службе.

    Ключевой вопрос

    Один из главных вопросов - куда делись десятки миллионов рублей, похищенных мошенниками? Ответа на данный вопрос у правоохранителей, судя по всему, нет. Вместо этого предварительное следствие наложило арест на имущество некоторых фигурантов дела - тех, у кого оно было. В официальном ответе, который прислали в редакцию на наш запрос из ГУ МВД, сообщается, что "приняты меры" к возмещению почти всей суммы причиненного ущерба - 25 миллионов рублей. Но почему-то это имущество до сих пор не обращено к взысканию. А в УФССП по Саратовской области, наоборот, сообщили, что у большинства осужденных нет никаких доходов.

    Поделиться