- Бачаты и байаты - по-телеутски одно и то же, - говорит фермер из поселка Беково, член Кемеровской ассоциации телеутского народа "Эне-Байат" Василий Тодышев. - Нас всего-то пять деревень. Еще в 90-е на этих землях работали двенадцать фермерских хозяйств, а сегодня одно осталось - мое.
Фермерские поля Тодышева простираются над недрами знаменитых залежей угля Кузбасса. На его поля неумолимо надвигается угольный разрез. Настолько, что разрез перекрыл путь. Появилась инфраструктура со шлагбаумами и пропускной системой. На участке Бачатских сопок у деревни Шанда другой разрез проложил через поля технологическую дорогу.
- С развитием угледобычи и ухудшением экологии пришли болезни - у нас мужчины доживают до 48-50 лет, женщины - до 58, - продолжает Василий Тодышев. - Мы, после экологической экспертизы ученых, задумались о создании заказника.
"Это практически невозможно", - твердили районные чиновники. Но в Год экологии в России заказник "Бачатские сопки Кузбасса" стал реальностью. В нем запрещена промышленная деятельность и ограничена хозяйственная, кроме традиционных видов (выпас, косьба), характерных для коренных народов. Правда, теперь договор о партнерстве с угольными разрезами утратил силу.
Светлана Смирнова, председатель Совета Ассамблеи народов России:
- Модельным проектом решения проблемы малочисленных народов Севера и Сибири я считаю создание природного парка "Бикин" в Приморском крае. Там удэгейцы и нанайцы получили не только земли и право традиционных промыслов, но и законодательное покровительство Минприроды России. Заповедник "Бачатские сопки Кузбасса" - это компромисс, но не решение проблемы: заказник окружен угольными разрезами, и вопрос возможного переселения телеутов не закрыт.
Подготовил Владимир Емельяненко