- Подростком я смотрел на "Макдоналдс", KFC и мечтал, что у меня тоже будет своя сеть, но не знал, в какой сфере. Задумался по-настоящему только в 22 года, - рассказывает владелец бренда 28-летний томич Константин Гончаров.
Лет десять назад он, студент престижного юрфака, и представить не мог, что будет развлекать детей в халате веселого профессора. Однако сейчас именно этот образ дает ему пропуск в международный бизнес.
Карьерные перспективы казались незыблемыми: получив диплом юридического института ТГУ и устроившись помощником судьи Томского района, Константин Гончаров мог рассчитывать на самостоятельную судейскую должность через несколько лет. Зарплата была скромной, и по выходным он подрабатывал ведущим свадеб и банкетов.
- Ежемесячно мне была нужна крупная сумма - помогать маме, на которой висела ипотека за дом, сестре, тогда учившейся в Москве, - объясняет Константин. - Понимание того, что есть люди, которые от меня зависят, помогло повзрослеть. Не могу сказать, что до этого я был безалаберным, скорее, просто хорошим добрым парнем, который занимался множеством дел - КВН, театром, вокалом, музыкой, - но не понимал, зачем. Отучился и устроился по специальности - потому что так надо.
- Образ профессора Звездунова я придумал, когда увидел в Интернете ролик: известный в Америке артист проводил научное телешоу для взрослых, - рассказывает Гончаров. - Тогда я подумал: "Было бы классно сделать такое для детей!". Со студенчества я сотрудничал с разными праздничными агентствами и знал: аниматоров много, но они не учат ничему полезному. Несколько месяцев пришлось копить деньги со своей зарплаты в суде: нужно было около 80 тысяч. рублей, чтобы купить ингредиенты, атрибутику. Я верил, что это интересный и прибыльный проект, а самое главное, полезный и нужный, но честно - на тот момент мне было так стыдно! Переживал: что скажут друзья и знакомые, которые знают меня как серьезного парня? Но потом я осознал, что это глупо, ведь ходят же судьи в мантиях, так почему бы мне не надеть халат профессора Звездунова? Словом, когда я поборол глупую гордыню, это была самая большая победа в моей жизни.
Первое шоу Константин провел в феврале 2011 года, но потом "забросил профессора на полочку", так как госслужащим нельзя заниматься иной деятельностью, связанной с получением прибыли. Полтора года спустя он уволился из суда, посчитав поддержку семьи делом более важным, чем судейская карьера и ушел на вольные хлеба.
- Открывал агентство недвижимости, юридическую фирму, но это было не по душе, - говорит Гончаров. - И тут я вспомнил о Звездунове. Долго вынашивал план, как продавать услугу, тогда ведь такого формата не существовало, а цену я задрал в семь раз выше любых аниматорских программ.
В марте 2013 года Гончаров лично пошел продавать шоу по школам и детским садам. Волновался так, что первое время даже заикался от волнения! Но усилия того стоили: за один только май - сезон выпускных в детсадах - профессор Звездунов заработал 450 тысяч рублей. Через год у него появились помощники.
- У нас было 136 заказов за 20 дней, - вспоминает Константин. - Мы не спали нормально ни одной ночи: нон-стопом комплектовали программы, вели переговоры, закупали ингредиенты. Заработали 700 тысяч руб-лей, но я понял, что так больше нельзя: нужно четкое планирование. Создали маркетинговый план и начали продавать услуги заранее. Таким образом сделали план продаж на каждый месяц. Сформировали 30 программ на все случаи жизни - от детского дня рождения до корпоративного праздника. Одной из самых популярных стала мотивирующая программа "Незабываемый урок науки". В ней мы соединили химию, физику, географию, биологию, экологию. Приходим в школу и пробуждаем в детях интерес к науке, показываем, что это просто и интересно. Еще объясняем, как важно быть собой и следовать за мечтой. Самое приятное, когда на следующее утро после шоу нам звонят родители и говорят: "Представляете, наш балбесик побежал сегодня в школу! Сказал, что будет таким же умным, как профессор Звездунов".
Несколько лет назад на рынке России существовала лишь одна франшиза научного шоу - "Профессор Николя". На сегодняшний день у него почти 60 партнеров в России и СНГ. В последние годы появилась компания "Открывашка" - у нее около 30 действующих франшиз. Эти два бренда Гончаров относит к серьезным компаниям, которые понимают, что такое научное шоу. Соответственно, они же - основные конкуренты. "Лаборатория профессора Звездунова" начала продавать свою бизнес-модель в другие города в 2014-м. За 2015 год приобрели 12 партнеров, затем приостановили развитие: Гончаров сосредоточил усилия на собственной телепрограмме про науку, выходившую в течение 2016 года на местном телеканале "Томское время".
- Три партнера - в Санкт-Петербурге, Сочи и Караганде - от участия в проекте отказались, - рассказывает Гончаров. - Это была моя ошибка: мы передали франшизу людям, у которых уже существовал основной бизнес. А наше шоу требует любви и полной самоотдачи. Например, самый успешный франчайзи - в Иркутске: ребята просто живут этим делом! Скоро, кстати, откроют линию мороженого под брендом "Звездунов".
Этим летом Гончаров возобновил активный поиск партнеров.
- Теперь мы выстраиваем отношения с партнерами совсем по-другому. Раньше я буквально за ручку их водил, но все было динамично. А как только уезжал, партнеры не были готовы так же активно действовать самостоятельно, им не хватало энергии, харизмы. Сейчас все бизнес-процессы четко расписаны и завязаны на головном офисе в Томске. Есть, например, строгий маркетинговый план на год.
Летом Константин Гончаров ездил в командировку в Испанию - в Валенсии нашелся русскоязычный партнер, близкий по духу.
- Мы придумали 50 мастер-классов, где дети смогут все сделать своими руками. В самом известном ТРЦ Валенсии в конце осени-начале зимы откроем такую площадку.