21.09.2017 12:25
    Поделиться

    В Крыму жителей Петропавловки возмутило возобновление работы карьера

    Жители Петропавловки возмущены решением минприроды РК возобновить деятельность карьера. Из-за взрывов, необходимых для добычи щебня, многие дома в селе пошли трещинами и разрушаются. Люди жалуются на облака пыли, накрывающие деревню при добыче и дроблении щебня.

    Карьерные войны

    В окруженное живописными холмами и горами село ведет разбитая грунтовая дорога. В нем живут всего около ста человек, быть может поэтому даже дорожного указателя на этот населенный пункт нет. Но несмотря на убогую инфраструктуру, местные жители, уже четыре десятилетия защищающие свои дома от деятельности карьера, не намерены сдаваться.

    Разработка месторождения диабазовых порфиритов началась в 1969 году. Продукция карьера - это щебень для дорожного строительства. Исходя из проектной мощности 140 тысяч тонн в год и средней цены щебня 880 рублей за тонну, несложно подсчитать годовой оборот - 123 миллиона рублей. Как полагают жители Петропавловки и окружающих карьер дачных кооперативов, именно большие деньги мешают им жить в чистой среде и добиться закрытия карьера.

    В какой дом ни зайди - построенный сто лет назад или всего пять - его жители обязательно покажут глубокие и длинные трещины, раскалывающие стены и фундаменты.

    - Я в 1956 году родился в этом селе, - рассказывает пенсионер Виктор Бугров. - От моего дома до края карьера - менее 200 метров. А вообще санитарно-защитная зона карьера - 500 метров - должна захватывать всю деревню. У нас стекла дрожали в доме во время взрывов. А один раз тряхануло так, что все двери в доме открылись. Мой дом новый, но, видимо, фундамент треснул - трещина идет от опалубки до крыши. А когда мы показывали все это представителям карьера, они отвечали, что у нас фундаменты неправильно залиты.

    В такой же ситуации жители находящихся с другой стороны карьера садовых товариществ "Ветеран" и "Горняк", где люди в последние годы активно регистрируются по месту жительства. А их дома еще ближе к карьеру - некоторые всего в 73 метрах!

    Два года без взрывов

    После возвращения полуострова в РФ у местных жителей появилась сначала надежда, а потом и ощущение, что им удалось достучаться до власти. Ситуацию взяла на контроль Общественная палата Крыма. И после сотен жалоб и обращений в конце 2014 года минэконогии РК приостановило действие лицензии на пользование недрами, на основании которой велись работы на карьере. Прекратила работу и мобильная установка по производству асфальта ООО "Доринвест-Крым", размещенная на базе карьера и регулярно чадившая битумом.

    - Мы поставили условие перед лицензиатами: надо встретиться с местным населением, найти точки соприкосновения, - заявил тогда министр экологии и природных ресурсов Геннадий Нараев. - Если какого-то консенсуса не будет найдено, то продлевать лицензию мы им дальше не будем.

    Но в 2017 году министерство, видимо, изменило свою позицию. В минэкологии РК пояснили, что Крымское карьероуправление документально подтвердило устранение всех прежних нарушений на карьере, благодаря чему стало возможным возобновление лицензии.

    - Проектная документация по разработке минерального сырья Петропавловского месторождения предусматривает добычу диабазов невзрывным методом, с помощью гидромолота, - написал в ответе на запрос "РГ" замминистра экологии и природных ресурсов Алексей Яценко. - Также запланированы мероприятия для пыле- и шумоподавления. Полноценная работа карьера положительно отразится на благосостоянии Добровского сельского поселения, появятся дополнительные рабочие месте, увеличатся поступления в бюджет РК.

    Также минэкологии ссылается на согласование администрацией Добровского сельского поселения возобновления действия лицензии. Зампредседателя сельсовета Максим Кулибаба объяснил подписанное ходатайство выгодой для местного бюджета.

    - Мы не разрешительный орган и не вправе разрешать или запрещать деятельность карьеров, - пояснил он. - Но вместе со специалистами мы глубоко изучили вопрос и пришли к выводу, что 500-метровая санитарно-защитная зона (СЗЗ) требуется по законодательству только для вновь создаваемых карьеров. Мы исходим из того, что карьер участвует в развитии и благоустройстве села: они уже дороги подсыпали на подъездах к Петропавловке, закупают материалы для уличного освещения - кабель и лампы. Для нашего сельского поселения с дотационным бюджетом любая помощь ценна.

    Запутались в зонах

    Чтобы доказать свою правоту, местные жители еще в 2015 году заказали независимую экспертизу. Ответ дан четкий и однозначный: "Согласно требованиям СанПиН промышленные объекты по добыче железных руд и горных пород открытой разработкой отнесены ко II классу, для которых СЗЗ составляет не менее 500 метров". Это подтверждает в своем ответе и Генеральная прокуратура РФ, куда тоже не раз писали петропавловцы.

    Но у местных надзорных органов свои аргументы. Управление Роспотребнадзора, куда не раз обращались петропавловцы, считает, ссылаясь на письмо из "Крымгеологии", что диабазы относятся к VII категории, и на этом основании относит карьер к третьему классу опасности. Местные же жители указывают на СНиП, который относит диабазы к самым твердым породам, для добычи которых применяется СЗЗ 500 метров. И сократить ее возможно только с согласия Главного Государственного санитарного врача РФ.

    Как уверяют петропавловцы, даже при добыче щебня безвзрывным методом неприятностей от карьера хватает.

    - Когда работают дробилки и ветер дует с севера - все в пыли, - рассказывает местная жительница Татьяна Белоусова. - Это происходит регулярно, поэтому даже яблоки мы собираем с деревьев с таким налетом, который можно смыть только металлической мочалкой.

    Люди считают, что власти их не слышат. И даже Общественная палата РК, помогавшая закрыть карьер в 2014 году, теперь капитулировала: "Общественная палата в рамках своей компетенции осуществила все действия для урегулирования ситуации вокруг карьера "Петропавловский". При этом влиять на принятие властных решений о закрытии карьера мы не вправе", - говорится в ответе председателя ОП РК Григория Иоффе.

    Последняя надежда - натурные исследования, по результатам которых должна быть установлена СЗЗ. Но "по состоянию на 8 сентября ООО "Крымское карьероуправление" (карьер (Петропавловский) не обращалось в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по РК с заявлением об установлении СЗЗ по результатам проведенных натурных исследований", - сообщила в письме "РГ" руководитель ведомства Наталья Пеньковская.

    Позиция "Крымского карьероуправления"

    Олег Кустарев, генеральный директор:

    - В Петропавловке сейчас всего 30 дворов, и из них только жители четырех пытаются настроить всех против нас. А остальные жители села хотят, чтобы мы работали, помогали улучшению инфраструктуры и несли социальную нагрузку. Мы поддерживаем в проезжем состоянии проселочные дороги, оказываем помощь ветеранам, спонсируем детские утренники и сельские праздники. Есть договоренность с Добровским советом о спонсировании уличного освещения деревни, ограждения детской площадки.

    Многие местные активисты не понимают: СЗЗ устанавливается не для того, чтобы прекратить добычу, а чтоб остановить застройку прилегающих земель. В последние годы, чтобы возобновить работу карьера, мы уменьшили его мощность с 400 до 140 тысяч тонн в год, переделали все документы по законодательству РФ, прошли три экспертизы и установили проектную (предварительную) СЗЗ. Сейчас 130 метров - это самое близкое расстояние от дробильно-сортировочной линии. А от места работ в карьере дома сейчас находятся на расстоянии около 400 метров. Окончательно СЗЗ карьера будет установлена после проведения натурных исследований, а они возможны только после вывода предприятия на полную мощность и обязательно - во все четыре сезона. Таким образом, исследования займут не менее года, ведь мы возобновили работу только 1 сентября.

    За последний год нас три раза проверяли разные прокуратуры, один раз ОБЭП. Еще три-четыре рейдовые проверки провели специалисты Минприроды. И ни одного нарушения законодательства об охране окружающей среды не выявлено.

    Поделиться