В столь непростых условиях для сохранения стабильности уральским металлургам приходится рассчитывать прежде всего на повышение эффективности производства. О том, как им это удается, рассказал вице-президент ЕВРАЗа, руководитель дивизиона "Урал" Максим Андриасов.
Максим Григорьевич, на какие рычаги "нажимает" ЕВРАЗ и дивизион "Урал", в частности, чтобы удержаться на рынке?
Максим Андриасов: Они не новые - не только применительно к металлургии, но и к любой индустрии. В первую очередь необходимо развивать премиальные продукты, которые пользуются высоким спросом как в России, так и за рубежом. Для Нижнетагильского металлургического комбината (ЕВРАЗ НТМК) - это строительный прокат и колеса. Здесь наше конкурентное преимущество - связка НТМК и Качканарского горно-обогатительного комбината (ЕВРАЗ КГОК). Как известно, в руде КГОКа содержится ванадий, придающий стали НТМК особую прочность. Второе направление - постоянная борьба с издержками, то есть сокращение неэффективных расходов. И эта работа будет продолжаться вне зависимости от ситуации на рынке.
В целом по стране производство стали снизилось. А как себя чувствуют предприятия дивизиона "Урал"?
Максим Андриасов: По сравнению с началом прошлого года - гораздо увереннее. Итоги первого полугодия хорошие. И если динамика сохранится, то мы не только выполним, но и перевыполним плановые годовые показатели. Благодаря этому у нас появилась возможность больше внимания уделять проектам развития. В периоды волатильности бизнес всегда задумывается об оптимизации расходов на инвестиционную деятельность. В этом году мы можем позволить себе реализовать ряд проектов. Самый масштабный - строительство доменной печи № 7 - завершается, реализуется еще несколько крупных.
Когда состоится пуск седьмой печи?
Максим Андриасов: Планируем до конца года, хотя в силу ряда обстоятельств могут быть некоторые сдвиги, как и у любого крупного проекта. Скорее всего, в стране таких домен больше строить не будут.
Минувшим летом ЕВРАЗ показывал свою продукцию на Иннопроме. Каковы главные итоги выставки для дивизиона "Урал"?
Максим Андриасов: ЕВРАЗ был стратегическим партнером Иннопрома, а также генеральным партнером конкурса инновационных идей "Минута технославы" уже в шестой раз. Награда победителей - обучение в одной из ведущих бизнес-школ мира, и холдинг берет на себя его финансирование.
Наша собственная экспозиция занимала порядка 140 квадратных метров. Ее посетил глава минпромторга РФ Денис Мантуров, и мы, пользуясь случаем, показали министру свою премиальную продукцию, в том числе колеса. Также на нашем стенде прошла презентация результатов сотрудничества ЕВРАЗ НТМК и совместной российско-японской компании "Мишима Машпром" в области применения современных плит кристаллизаторов с газотермическим покрытием на машинах непрерывного литья заготовок. Это, быть может, не прорывные, но инновационные технологии в металлургии: стойкость таких плит в шесть раз выше стандарта. В свое время мы подписали соглашение с совместным предприятием об их поставке, полностью отказавшись от импорта подобных деталей.
Всего на выставке мы заключили четыре соглашения. Одно из важнейших - между ЕВРАЗ НТМК, японской Nippon Steel и компанией "Машпром". Документ определяет рамки сотрудничества по развитию коксохимического производства. Оно самое старое на НТМК, а потому здесь максимальный потенциал повышения экономической эффективности. В ближайшее время японские инженеры проведут обследование оборудования и дадут рекомендации по техперевооружению производства.
С "ВИСТ Групп" заключено соглашение о внедрении на ЕВРАЗ КГОКе системы диспетчеризации: автоматизация этого процесса обеспечит рост производительности и безопасность работы транспорта в карьере. А с БелАЗом подписан меморандум о сотрудничестве и поставке на КГОК новых самосвалов грузоподъемностью 220 тонн.
Варианты снижения издержек могут быть чисто организационные, с минимумом затрат. Например, бережливое производство, на принципах которого, насколько я знаю, основана бизнес-система ЕВРАЗа. Внедрена ли она уже в дивизионе "Урал"?
Максим Андриасов: Бизнес-система ЕВРАЗа сейчас претерпевает серьезные изменения в дивизионе "Сибирь" - этот регион стал первопроходцем, "Урал" же в полной мере подключится к ней с февраля 2018 года. Ряд инструментов бережливого производства у нас работает давно. Но не это главное: стоит ли пропагандировать новые методы, если никто не будет их использовать или станут пыль в глаза пускать? Поэтому главная задача - вовлечь в процесс каждого работника, мотивировать его проявлять инициативу.
Что делается для повышения вовлеченности персонала?
Максим Андриасов: С прошлого года на предприятиях дивизиона "Урал" действует проект "Мы вместе". Его цель - создать единый сплоченный коллектив, в котором каждый сотрудник понимает свою значимость и получает достойное вознаграждение за вклад в общее дело. Создается понятная система мотивации и премирования. А еще один из наиболее действенных инструментов - это массовые спортивные и творческие мероприятия, самый масштабный проект - турнир ЕВРАЗа по футболу. С начала года у нас прошло 26 совместных мероприятий между НТМК и КГОКом, в них включается все больше работников и членов их семей.
Вовлеченность - это не просто модная тенденция. Одна из важных сторон процесса - возможность получения обратной связи. Это ежемесячные обращения топ-менеджмента к коллективу, встречи с бригадирами, мастерами, молодежью, иными группами в формате "без галстуков". В октябре я планирую провести "прямую линию": буду отвечать на наиболее актуальные вопросы работников. Все эти инструменты направлены на то, чтобы побудить их проявлять инициативу. Например, в Новокузнецке предложения сотрудников уже принесли экономический эффект на сотни миллионов рублей.
За такие инициативы предусмотрено материальное поощрение? Или только почет и уважение?
Максим Андриасов: И то, и другое - если идея одобрена, внедрена и приносит эффект. Для большинства людей очень важно материальное вознаграждение, но огромное значение имеет и общественное признание заслуг человека, его профессионализма. Давайте откровенно: нам всем это необходимо. Вы помните, в советские времена в каждом цехе были Доски почета? И, когда мы провели очередной опрос в сентябре прошлого года, люди заявили, что хотели бы возрождения таких традиций. В этом году мы дополнительно установили Доски почета и на КГОКе, и на НТМК, и люди рады и горды, когда там появляются их фотографии, когда их семьи получают благодарственные письма от руководства цеха, комбината.
Что изменилось в коллективах предприятий за то время, что вы возглавляете дивизион?
Максим Андриасов: На мой взгляд, мы действительно стали единым целым. Работники НТМК и КГОКа с большим энтузиазмом откликнулись на идею интеграции коллективов: они с интересом ездят друг к другу для обмена опытом, для участия в спортивных, культурных мероприятиях, совместных молодежных форумах. Теперь уже все понимают, что мы не два разрозненных предприятия, а единый коллектив, который выполняет общую производственную задачу. И большинству это нравится. За год прогресс в этом плане очень большой.
А какие сейчас взаимоотношения у топ-менеджмента с профсоюзом КГОКа: погашен ли конфликт?
Максим Андриасов: В целом ситуация более-менее спокойная, но иногда бывают всплески. Замечу: я уважаю профсоюз, ГМПР, но здесь речь не о профсоюзе в общем, а о профсоюзном комитете КГОКа, управленческой верхушке. Его члены до сих пор называют себя "стачкомом" - судите сами, каковы цели этих людей. Организуют митинги, порой по надуманным поводам. Часто передергивают факты, говорят о победе над "империалистами". Работники верят этому все меньше и меньше.
И больше всего, по-моему, профком расстроен именно тем, что мы занимаемся вовлеченностью, что растет число работников, поддерживающих важность и открытость прямого диалога с руководством. Если раньше профком КГОКа был своего рода буфером между ЕВРАЗом и рабочими, то сейчас он эту роль потерял, потому что препятствий для прямого общения между работниками и руководителями нет. У тех и других общие цели - чтобы предприятие процветало, рабочие получали достойную зарплату, их семьи жили в достатке. Но методы отдельных деятелей вряд ли изменятся, так что, пока эти люди возглавляют профком, напряженные отношения, вероятно, сохранятся.
Многие руководители крупных промышленных предприятий давно уже сетуют на нехватку кадров, особенно квалифицированных. Насколько остра проблема для вас?
Максим Андриасов: Да, мы ищем рабочих - это касается дефицитных специальностей, например квалифицированных токарей. Но в целом кадровый вопрос - это просто часть жизни. Скажем, есть проблема в том, что из Качканара уезжает молодежь - туда, где больше возможностей для выбора профессии, интереснее досуг. С другой стороны, в Качканаре можно зарабатывать деньги, а тратить их в других местах. Понимая это и то, что КГОК сегодня - единственный крупный работодатель в Качканаре, мы предложили областным властям и муниципалитету совместно продумать программу диверсификации экономики моногорода. По предложению губернатора прорабатывается вопрос о присвоении Качканару статуса территории опережающего развития: если будут предоставлены льготы, думаю, в город придут инвесторы и создадут новые рабочие места. ЕВРАЗ заинтересован в том, чтобы Качканар жил и развивался, чтобы молодежь из него не уезжала. И мы готовы обсуждать идеи и поддерживать перспективные проекты.