Следует пояснить, что рассматривавшееся в Ильичевске дело прямо не касается трагических событий в Доме профсоюзов, и более того - потерпевшей стороной являются активисты одесского майдана. Суд пытался по существу рассмотреть столкновения на Греческой площади, когда радикалам, шедшим громить лагерь антимайдана на Куликово поле, преградили путь его активисты. Именно тогда, как за три месяца до этого в Киеве, неизвестные начали стрелять в толпу и пролилась первая кровь.
За три года, которые велось следствие, дело неоднократно попадало в поле зрения чиновников ЕС, ООН и ОБСЕ, поторапливавших Киев и указывавших на необходимость тщательного разбора всех обстоятельств. Однако в итоге все закончилось публичной поркой стороны обвинения. "Нет ни одного доказательства, подтверждающего обвинение. Более того, обвинение даже не пыталось доказать вину", - такое определение содержится в резолютивной части решения суда. Действительно, обвинять в чем-либо людей, которые на кадрах, представленных в качестве доказательства прокурорами, оказывают помощь пострадавшим или просто идут по улице, - это слишком смело даже для нынешнего украинского суда.
Оправдательный приговор тем более необычен, если вспомнить, что во время следствия суд удовлетворял все ходатайства обвинения по продлению срока содержания под стражей для обвиняемых, зачастую под давлением буйствовавших за окнами радикалов, и отклонял ходатайства и доводы защиты. Похоже, другого решения суд попросту не мог вынести.
Во-первых, обвинения строились на показаниях одного человека, пошедшего на сотрудничество со следствием и давшего весьма противоречивые показания - он даже не узнавал обвиняемых на фото. К тому же следствие допустило массу процессуальных ошибок и нарушений, сделавших доказательную базу ничтожной. Наконец, в качестве доказательств вины выдавались видеокадры, которые свидетельствовали скорее о преступлениях, совершенных "потерпевшими". Так, на одном из роликов, представленных прокуратурой, толпа майдановцев избивала ногами человека, однако обвиняемым был тот, кто пытался прекратить убийство.
С одной стороны, оправдательный приговор делает честь судьям. Заметим, несмотря на репрессии и "люстрацию", только в судейском сообществе Украины сохранились люди, чтящие дух и букву закона и порой принимающие принципиальные решения, расходящиеся с государственной политикой. Хотя такие случаи и единичны. Иное дело, что никаких далеко идущих последствий решение Ильичевского суда, к сожалению, иметь не будет. Обвинение уже подало апелляцию, и освобожденные одесситы, за которыми уже объявили охоту нацисты (один из них был избит в первую же ночь), могут вернуться за решетку в любой момент. Там же по-прежнему продолжают находиться под стражей Долженков и Мефедов, обвиненные в "сепаратизме", где доказательством являются участие в автопробеге ко дню освобождения Николаева от немецко-фашистских захватчиков и российский паспорт. И по-прежнему настоящими хозяевами Одессы чувствуют себя откровенные нацисты - те, кто действительно убивал и калечил 2 мая 2014 года и чьи имена при нынешней власти никогда не окажутся в списке обвиняемых.
Справка "РГ"
Напомним, что 2 мая 2014 года в одесском Доме профсоюзов украинские нацисты из запрещенного в РФ "Правого сектора" сожгли заживо несколько десятков людей, заблокировав их в различных помещениях и коридорах. Перед смертью людей пытали и добивали. Их лица и тела обливали горючей смесью и поджигали. В это время находившиеся на улице боевики бросали в окна Дома профсоюзов емкости с жидкостью, от которой легкие жертв будто выгорали изнутри. Природу этого жуткого вещества следователи так и "не установили".
В то время как из окон здания раздавались жуткие крики невинных людей о помощи, боевики резвились на улице, выкрикивая бандеровские лозунги. На все это закрыли глаза Запад и "демократические институты". Одесса выдюжила нашествие румыно-фашистских оккупантов, которые сожгли живьем более 20 тысяч человек. Однако сдалась перед "доморощенными нацистами"...
Подготовил Андрей Васильев