Минфин предлагает маркировать табачную продукцию контрольными (идентификационными) знаками и следить за ее оборотом с 15 января по 31 декабря 2018 года. Участвовать в пилотном проекте смогут производители и импортеры табачной продукции.
С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", который предусматривает введение обязательной прослеживаемости табачной продукции в России. Система маркировки разрабатывается совместно с бизнесом, а проведение добровольного эксперимента по маркировке табачной продукции в 2018 году - лишь первый ее этап, рассказали "РГ" в минпромторге.
Эксперимент позволит понять, стоит ли заменять акцизные марки на контрольные знаки в фискальных целях, реально ли с помощью такой маркировки пресекать недобросовестную конкуренцию, противодействовать незаконному ввозу, производству и обороту табачной продукции, в том числе контрафактной. "Тип маркировки пока не определен, одним из вариантов является использование уже применяемых крупными производителями табачной продукции контрольных идентификационных знаков", - пояснили в минфине.
По мнению Максима Курганского, руководителя отдела "БАТ Россия" по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями, внедрение системы маркировки и отслеживания продукции может сильно повлиять на продуктивность и эффективность всей табачной отрасли. "Важно, чтобы была разработана система, которая соответствует технологическому уровню современного производства и продаж, и чтобы она не привела к росту цен для потребителей, - отметил он. - Чтобы бороться с нелегальным оборотом табака, систему необходимо внедрять сразу во всех странах Евразийского экономического союза. Именно оттуда на российский рынок поступает около 60 процентов нелегальных сигарет".
По данным исследования Kantar, доля нелегальной табачной продукции в России в мае 2017 года составила 4,6 процента по сравнению с 1,1 процента весной 2016 года. "Основной объем теневого рынка составляет табачная продукция, легально произведенная в государствах-членах таможенного союза, но нелегально ввезенная на территорию России. Наиболее эффективной мерой для предотвращения распространения таких сигарет мы считаем гармонизацию акцизов в странах ТС и введение контроля на границах государств-членов ЕАЭС. Производитель незаконной продукции, торговая цепочка для ее продвижения и потребитель контрафактных сигарет находятся и будут продолжать оставаться вне официальной информационной системы отслеживания, поскольку система маркировки будет распространяться лишь в отношении законно произведенных товаров. Незаконное производство будет продолжать оставаться в серой зоне, поэтому предложенная инициатива маркировки табачной продукции идентификационными значками представляется не вполне эффективной с точки зрения борьбы с контрафактом", - констатировали в компании Imperial Tobacco.