Как-то в интервью я спросила у Людмилы Петрушевской, что она думает по поводу критики в свой адрес, напомнив, как ее рассказы отказались публиковать, потому что "талантливо, да уж больно мрачно". Ее вообще обвиняли в "чернухе". Людмила Стефановна гордо ответила: "Это обвинение советских времен. Граждане идеологи, критики и редакторы, придумавшие термин "социалистический реализм", должны были придумать словцо "чернуха", чтобы защитить свой этот соцреализм, который был восхвалением начальства в понятной для него форме. Но они не учитывали историю мировой литературы. Добр тот, кто взывает к милосердию, не может вынести больную ситуацию и должен рассказать о чужом горе как о своем. А недобр тот, кто эти рассказы считает чернухой и помехой для своего благоденствия".
Людмила Петрушевская и сейчас осталась верна себе. Ее новая книга "Странствия по поводу смерти" - страшная правда о нашей жизни. Точнее, о жизнях, которые писательница словно бы подсмотрела в замочные скважины. Если раньше Петрушевская писала сказки, то теперь это что-то на грани триллера или детектива.
"Все случилось как во сне. Позвонили. Восемь вечера, все дома. Маринка, бабуля. Позвонили: телеграмма. Бабуля, тяжело ступая, пошла открывать, отодвинула Марину (всегда первая у двери), спросила еще раз. Открыла дверь. Пока пошла за очками расписаться, вернулась, а дверь закрыта. Трое у дверей, в руках ножи. Бабуля стояла молча, в очках, онемев. Маринка кинулась к бабушке.
- Дед! - без голоса закричала бабуля.
Дед встал от телевизора как был, в трусах и майке, начинались "Спокойные ночи", Маринкино время.
Он вышел в коридор, один из мужиков с ножом двинулся и втолкнул его обратно.
- Вы что, - загудел дед, - вы что безобразите... - замолк там, в комнате.
Все трое были одного вида, в куртках светлого цвета, какие-то небритые. Второй тоже пошел в большую комнату, к деду. Третий загнал бабулю и Маринку в ванную, полотенцами завязал им рты, руки и ноги у щиколоток. Затем погасил свет, работал грубо, руки были страшные, быстрые, как какие-то змеюки, дергали, толкали, копошились, тряслись. Он запер дверь ванной и ушел, грубо выругавшись, потом вернулся и погасил свет". Так начинается рассказ "Сила воды".
Герои Петрушевской - чаще всего героини - самые обыкновенные малообеспеченные люди. На их долю выпали тяжелые испытания, которые они, сжав зубы, преодолевают.
Заглавная повесть сборника "Странствия по поводу смерти" - это детектив с погоней, взрывами, бриллиантами и стрельбой. "Строгая бабушка" - о жестоком обращении старшего поколения с младшим. "Конфеты с ликером" - о чудом спасшейся женщине с двумя детьми от мужа - серийного убийцы.
Во всех историях так или иначе нарушается закон. К описаниям всех рассказов хочется добавлять слова "бесчеловечный", "кошмарный", "страшный", "злой". И несмотря на все эти эпитеты, рассказы Петрушевской о справедливости, которая должна восторжествовать, о победе над судьбой.
Людмила Стефановна по-прежнему рассказывает о чужом горе как о своем и взывает к состраданию. И эти истории, как сказки - со счастливым концом. Кстати, у Петрушевской только что вышла еще одна книга "Про нашу прикольную жизнь. Сти-хи-хи", а скоро появится и следующая - "Никому не нужна. Свободна".