Его история начиналась в начале 90-х годов. Первый фестиваль состоялся в 1995 году и до 2006 года проводился один раз в два года по формуле теоретического симпозиума.
Как с юмором сказал на церемонии закрытия "Флаэртианы-2017" ее президент Павел Печенкин :
- Около 15 тысяч зрителей побывали на площадках "Флаэртианы". Мы идем вперед. Люди научились правильно произносить название нашего фестиваля.
Кинофестиваль носит имя американского режиссера Роберта Флаэрти, одного из основоположников и классиков мирового документального кино. Как подчеркивают организаторы, все ленты "Флаэртианы" соответствуют эстетике первого фильма Роберта Флаэрти "Нанук с Севера". Основной метод "флаэртиановского" кино - длительное наблюдение, "привычная камера". Главный герой проживает на экране часть своей жизни, и мы видим ее такой, какая она есть на самом деле.
"Флаэртиана-2017" - это насыщенные программы трех конкурсов - международного, национального ("Российская Флаэртиана"), студенческого, трудно было отдать предпочтение чему-либо (около 150 кинолент!). Поэтому многие фильмы показывали дважды - утром и вечером, за что все - участники, гости, зрители - были благодарны организаторам.
Темы, предложенные на мастер-классах, собирали полные залы: "Изобразительный язык кинодокументалистики", "Работа оператора в документальном кино", "Стратегия продвижения фильма: зоны риска", "Будни документалиста" и другие…
Прошли показы дружественных фестивалей - DOC Point (Финляндия), Millenium (Бельгия) и специальной программы к Году экологии, собранной Байкальским международным фестивалем документальных и научно-популярных фильмов "Человек и Природа". И ретроспектива фильмов московской киностудии "Риск". Свои программы у детей: "Инноваторы. Transforming the world", "Культуры народов России и мира".
В Перми "продвинутая" публика - и стар, и млад. К доккино детей приучают здесь со школьного возраста. За 22 года вырастили "своего" зрителя. Популярно такое кино и среди студентов, и среди пожилых людей. Очереди в кассе! Хотя конкурсное кино показывают не бесплатно, билеты на многие сеансы просто не купить - они быстро заканчиваются, в кассе спрашивают "входной", мест в залах (их несколько, и в каждом одновременно идут разные фильмы) всем не хватает, приходится ставить стулья, скамейки. Конечно, кинематографисты просто счастливы от такого внимания.
А как можно не радоваться, когда молодые люди говорят приезжим знаменитостям:
- Ранняя осень и "Флаэртиана" в Перми - это время, когда многие влюбляются в свой город.
Когда пожилые люди выбирают из огромной насыщенной программы показов студенческое кино и говорят: "Фильмы ребят гораздо актуальнее, интереснее, тактичнее! Они такие темы поднимают, за которые порой взрослые режиссеры, мэтры не возьмутся . Рассказывают про черствость и бездушие властей, про любовь к родителям, про нищих, просящих подаяние на улице, про то, что в любой ситуации надо оставаться людьми".
Более семи тысяч зрителей фестиваля - 2017 - пермские студенты. К слову, президент Пермского госуниверситета Владимир Маланин стал нынче обладателем именного "Нанука". "Несколько лет назад Павел Печенкин вовлек меня в орбиту "Флаэртианы", с тех пор весь университет находится в этой орбите. Но и "Флаэртиана" нашла здесь благодарного зрителя. Надеемся, что на долгие годы университет будет если не родным домом, то площадкой и местом, где "Флаэртиана" будет проходить", - отметил профессор.
Новинка нынешнего фестиваля - Flahertiana Forum (16+), пятидневный проект, главная задача которого продвижение фильмов в начальной стадии производства на мировой рынок. Принять участие в проекте могли документалисты из России и стран Восточного партнерства (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина) с проектами, имеющими международный потенциал.
Первой частью Flahertiana Forum был тренинг для студентов и начинающих документалистов - работа с опытными продюсерами над презентацией своих проектов, лекции членов жюри международного конкурса "Флаэртианы" и профессионалов Flahertiana Workshop. Вторая часть - двухдневный питчинг, в котором участвовали студенты, выбранные тьюторами на тренинге, и опытные документалисты. На проведение проекта в Перми грант предоставило Федеральное министерство иностранных дел Германии.
Смотрели в эти дни и фильмы членов жюри. Было несколько спецпоказов, они всегда пользуются повышенным вниманием публики. Представить свой фильм "Дети мисс Кит" ("ода идеальному учителю, о котором можно только мечтать") приехали голландские кинематографисты Петра и Питер Латастеры. Их работу посмотрели зрители более сорока стран мира, а в Перми состоялась российская премьера. Еще одна российская премьера - фильм Павла Лозинского "Ты даже не представляешь, как я тебя люблю" (Польша). А московский режиссер Борис Караджев представил пермякам свою новую картину "Фабрика грез" для товарища Сталина".
Сразу после окончания фестиваля стартует проект "Эхо Флаэртианы" (будет длиться весь год). Первые показы пройдут уже в эти выходные в киноцентре "Премьер".
Гран-при и приз "Большой Золотой Нанук" (плюс награда в 250 тысяч рублей) достался фильму Пьера-Франсуа Соте "Калабрия" (Швейцария). Роуд-муви, 117 минутный фильм-путешествие в катафалке. После смерти итальянца, приехавшего в Швейцарию на заработки, два сотрудника похоронного бюро Йован и Жозе возвращают тело усопшего в родную деревню. Их поездка становится способом почтить память усопшего и прославить жизнь.
Зрители ставили отметки фильмам международного конкурса и выбрали "Конкурс" Евгения Ховаева (Россия). Автор в 2013 году окончил ВГИК (мастерская Сергея Мирошниченко). Герои фильма - четыре пианиста из разных стран. У них разные жизненные пути, но одна любовь к музыке и общая цель: победить на престижном международном конкурсе имени Чайковского. Прежде "Концерт" поощрили наградами члены жюри нескольких фестивалей.
Другие награды фестиваля "Флаэртиана":
Приз "Серебряный Нанук" в номинации "За открытие новых тем и новых героев" и премия 75 тысяч рублей - "Взрослые" (Мэйти Альберди, Чили, Нидерланды, Франция).
Приз за оригинальное художественное решение "Серебряный Нанук" - "Зона Франка" (Георгий Лазаревский, Чили, Франция).
Специальное упоминание жюри за яркое метафорическое изображение трагедии палестино-израильского конфликта - "В ожидании жирафа" (Марко де Стефанис, Нидерланды).
Специальное упоминание жюри за созданные автором сложные и многогранные образы героев - "Причастие" (Анна Замецкая, Польша).
Специальный приз международного жюри и оргкомитета фестиваля "За выдающийся вклад в развитие документального кино" - Михаэль Главоггер.
Приз за лучший фильм национального конкурса "Российская Флаэртиана" - "Малый Золотой Нанук" и 25 тысяч рублей - "В центре циклона" (Елизавета Козлова, Россия).
Специальное упоминание жюри за поэзию простой жизни - "Сельский киномеханик" (Александр Калашников, Россия).
Специальное упоминание жюри за музыку, выходящую из берегов - "Последний вальс" (Юлия Бобкова, Россия).
Приз конкурса студенческих фильмов - диплом МКФ "Флаэртиана" за лучший фильм и 20 тысяч рублей - "Достояние республики" (Анна Кузнецова, Россия).
Специальное упоминание жюри за милосердие - "Сестра" (Анастасия Кузякова, Россия)
Специальное упоминание жюри за риск и точную оптику - "Красота" (Кристина Кужахметова, Россия).
Специальный приз от Festagent - "Достояние республики" (Анна Кузнецова, Россия).
Основной спонсор фестиваля - Правительство Пермского края.
Павел Печенкин, президент международного фестиваля документального кино "Флаэртиана":
- Каким был этот фестиваль? Большим. На "Флаэртиану" приехали представлять свои фильмы все без исключения режиссеры национального конкурса. У нас в этом году невероятное количество гостей - 124 человека! Вместе с немецкими коллегами мы впервые провели международный питчинг. В этом направлении мы будем работать, будем привлекать лучших экспертов, байеров и продюсеров. Самым главным на этой "Флаэртиане" для меня стал дальнейший план развития фестиваля. Еще одно направление развития фестиваля - образовательное - обсуждалось на нашем медиаобразовательном форуме. Впервые на площадке присутствовали представители министерства образования региона, и это тоже очень важно. Что касается количества зрителей, то здесь мы только начали подводить итоги, цифра приближается к 15 тысячам.