Новости

22.09.2017 09:05

Приспустили флаги

Новые правила ограничили рейсы за рубеж для старых судов
Сегодня флот под российским флагом утратил ранее занимаемые конкурентные позиции - морской на международном фрахтовом рынке, речной - на внутреннем рынке по сравнению с наземными видами транспорта. И это вызвано целым комплексом причин. Их обсудили участники конференции "Нева-2017".

"В морском флоте сегодня конкурентный возраст судов - 12 лет, - пояснил "РГ" президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин. - Экологические ужесточения к судоходству, принимаемые на глобальном уровне, уже давно стали элементами конкурентной борьбы, более современные суда вытесняют с рынка те, которые эксплуатируются 15-20 и более лет".

По словам Клявина, новые ограничения по сокращению выбросов, новые требования по очистке балластных вод и другие принимаемые в Международной морской организации (ИМО) решения подразумевают дорогостоящее переоборудование судов. При этом фрахтовые ставки остаются на достаточно низком уровне, и судовладельцы не могут заложить инвестиционную составляющую в тариф, поэтому не имеют возможности заказывать строительство новых судов.

Сегодня судами под российским флагом перевозится менее двух процентов грузов российской внешней торговли. Транспортной стратегией РФ предусмотрено, что через 13 лет доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом возрастет до 16 процентов.

"Нашей стране необходимо обновлять флот, - добавил Алексей Клявин. - Например, крупнотоннажного балкерного и контейнерного флота под российским флагом практически нет".

Но пока не обеспечена эффективная и рентабельная работа флота, судовладельцы не пойдут строить новые суда, то есть если ситуация не изменится, ожидать бума гражданского судостроения не стоит. При этом важнейшим фактором является серийность заказов, позволяющая снизить стоимость строительства.

Новые требования Международной морской организации делают неконкурентными суда старше 15 лет

"Что касается речного флота, то средний возраст сухогрузных судов сегодня составляет 41 год, пассажирских - 35-40 лет, - напомнил Клявин. - За последние полтора десятка лет темпы выбывания флота превысили темпы строительства в 15 раз".

"Если говорить о необходимости создания единой программы субсидирования судостроительной отрасли, то рыбаки и перевозчики не знают, сколько же нужно судов, - рассказал "РГ" замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники минпромторга Николай Шабликов. - Наш потенциальный заказчик сам не может сказать, чего же он хочет. У нас есть перспективный план по судам. Но нам судовладельцы должны сформулировать техзадание, чтобы подсчитать его параметры".

Добавьте RG.RU 
в избранные источники