"Данное требование не соответствует действующему законодательству", - написал Юрий Пилипенко.
Он сообщил, что, требуя от адвокатов предъявления паспорта, представители ФСИН ссылаются на статью 38 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в которой адвокаты не указаны в числе лиц, имеющих право на посещение казенных домов без специального разрешения руководства этих учреждений и СИЗО.
"Однако данная статья устанавливает перечень лиц, осуществляющих контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы, к которым адвокаты не относятся, - поясняет Юрий Пилипенко. - Адвокаты посещают учреждения ФСИН не в целях контроля за их деятельностью, а в целях оказания квалифицированной юридической помощи своим доверителям, право на защиту которых закреплено Конституцией РФ".
Тем не менее в управлении ФСИН по Кировской области сочли, что понятия "проход адвоката в исправительное учреждение" и "предоставление свидания адвокату с осужденным для оказания юридической помощи" не являются тождественными. То есть это разные вещи, так как адвокат может проходить на охраняемую территорию учреждения не только в целях встречи с подзащитным, но и в других случаях, например, для получение справок, внесения денег на лицевой счет подзащитного и т.д.
Однако, по мнению представителей адвокатского сообщества, все перечисленные в письме представителей тюремного ведомства цели вполне входят в понятие юридической помощи.
"Таким образом, положения действующего законодательства не предусматривают дополнительного предъявления адвокатом каких-либо документов при посещении учреждений уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов помимо удостоверения адвоката и ордера", - говорит Юрий Пилипенко. Поэтому ФПА просит минюст принять меры "во избежание дальнейших нарушений профессиональных прав адвокатов".