Медведев утвердил стратегию продвижения гражданской авиапродукции

Господдержка экспорта отечественной гражданской авиации предусматривает помощь не только корпорациям с государственным участием, но и частным компаниям.

Глава правительства утвердил стратегию продвижения на зарубежные рынки российской гражданской авиационной продукции, к которой относятся не только самолеты и вертолеты, но также авиационные двигатели и приборы. Документ стал продолжением целой серии аналогичных отраслевых стратегий. Ранее кабинет министров предусмотрел меры для развития экспорта в автомобильной промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном машиностроении.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании с заместителями напомнил, что, по оценкам экспертов, мировой рынок авиаперевозок будет расти примерно на пять процентов в год, и крупнейшие поставщики самолетов - Airbus и Boeing - уже сейчас развивают глобальные цепочки поставщиков, чтобы обеспечить стабильные поставки необходимых высокотехнологичных компонентов.

Стратегия рассчитана на срок до 2025 года. "Важно, что такую господдержку будут получать не только корпорации с госучастием, но и независимые частные компании", - подчеркнул глава правительства.

Согласно базовому сценарию стратегии, в рамках госпрограммы "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" объем потребности в бюджетных ассигнованиях с 2017 по 2019 год составляет 4,1 миллиардов рублей, а с 2020 года по 2025 год - 8,8 миллиардов.

Есть и оптимистичный сценарий. Он предполагает создание кредитно-лизинговой платформы по продвижению российской авиационной техники с привлечением крупнейших российских и зарубежных лизинговых компаний. В рамках такой платформы в 2018 - 2025 годах планируется поставить на экспорт 215 самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21 на сумму 7,65 миллиардов долларов.

Для реализации этого механизма предусматривается формирование специализированной лизинговой компании, которая консолидирует средства государственной поддержки, заемные средства российских банков и кредитные ресурсы, привлекаемые зарубежными лизинговыми компаниями. Общий объем государственной поддержки для поставки запланированного количества самолетов в 2018-2025 году должен составить 73,7 миллиарда рублей, в том числе 23,8 миллиарда в период с 2018-2020 годов.

Также Дмитрий Медведев сообщил об уточнении "дорожной карты" по совершенствованию таможенного администрирования. Документ действует с 2012 года, постоянно совершенствуясь. "В этой дорожной карте было 111 мероприятий. Должен сказать, что к настоящему моменту 80 процентов из задуманного и запланированного осуществлено", - сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Сейчас в "дорожную карту" включили 19 новых мероприятий, касающихся требований к проектированию и строительству пунктов пропуска, упрощения документооборота и замены бумажных документов электронными. "Мы посмотрим, как этот "пилот" пойдет, и имеем в виду, что он пойдет, конечно же, успешно, после чего мы сможем перевести все в электронную форму", - считает Шувалов.

Все изменения согласованы не только с представителями бизнеса, но и с партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Договор о Таможенном Кодексе союза сейчас находится в Государственной Думе, проходя ратификацию. Первый вице-премьер рассчитывает, что депутаты в октябре рассмотрят документ. "Мы намереваемся запустить Таможенный кодекс Евразийского экономического союза с 1 января будущего года", - напомнил Шувалов о сроках.

- Я продолжу тоже обсуждение этих вопросов во время ближайшего заседания межправсовета (ЕАЭС - прим. "РГ"), который состоится в Армении, - сказал Дмитрий Медведев.