Как сообщили во Владимирском областном суде, в ноябре 2015 года жительница города Коврова обратилась в местную клинику за оказанием платной медицинской помощи ее дочери. Девочке был поставлен диагноз "ОРЗ, обструктивный бронхит", проведено лечение.
Через восемь дней после обращения в частную клинику ребенок был выписан в детский сад. А через четыре дня после выписки девочку госпитализировали в реанимационное отделение с пневмонией.
Женщина посчитала, что в осложнении виновны медики, и подала на них в суд. В иске она утверждала, что оказание ее ребенку неквалифицированной медицинской помощи привело к осложнению болезни и повлекло физические и нравственные страдания. За это истица просила суд взыскать в ее пользу и в пользу дочери компенсации морального вреда.
Ответчик не признал факта оказания неквалифицированной медицинской помощи. Однако, как установила судебная коллегия Владимирского областного суда, медики не представили доказательств того, что пациентка пострадала вследствие непреодолимой силы или собственных действий.
"Между тем именно на исполнителе лежит бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от его ответственности за ненадлежащее оказание услуг, - объясняют во Владимирском областном суде. - Имеющееся в материалах дела заключение эксперта не опровергало того факта, что осложнение состояния здоровья ребенка произошло из-за недостатков проведенного лечения".
В том, что врачи должны отвечать за свои ошибки, юридической новости нет. Да, как правило, трудно доказать, что конкретный врач ошибся. Ведь разобраться в этом может только профессионал, а профессионалы не любят выдавать своих. Корпоративную солидарность никто не отменял, к сожалению. Однако на практике уже есть немало решений, когда суды взыскивали компенсации с медиков за вопиющие промахи.
Но этот случай - особый. Вполне вероятно, что здесь и ошибки особой не было. Просто врачи не постарались. Потому, строго говоря, суд заставил отвечать их не как врачей, а как предпринимателей - за некачественные услуги. Платные клиники, как выясняется, попадают под действие закона о защите прав потребителей. Ведь де-юре коммерческие больницы точно также оказывают нам услуги, как и любые другие предприниматели. Крайне важно, чтобы именно медики делали свою коммерческую работу качественно и на совесть.
Суд первой инстанции решил, что клиника должна заплатить компенсацию только малолетней пациентке. С этим не согласилась апелляция. Владимирский областной суд не только повысил компенсацию, присужденную ребенку, но и счел, что выплаты положены и матери - ведь именно она, как законный представитель ребенка, была заказчиком услуги.
В общей сложности компенсация морального вреда составила 120 тысяч рублей, еще 60 тысяч рублей - штраф с клиники в пользу клиентов (то есть матери и дочери) за то, что медики не удовлетворили претензии добровольно, без суда. Закон обязывает коммерсантов исправлять свои ошибки и недоработки, в том числе и компенсируя их материально.