Во-первых, пассажир может отказаться от полета и получить назад деньги за авиабилет, даже если он был "невозвратным". Дело в том, что в случае задержки отказ от полета считается вынужденным, поэтому перевозчик и обязан вернуть все деньги.
Во-вторых, человек вправе претендовать на компенсацию морального вреда и возмещение убытков. Клиент авиакомпании может подать перевозчику претензию по поводу возмещения понесенных из-за задержки рейса убытков (например, если человек опоздал на поезд и у него сорвались экскурсии, которые заранее были оплачены).
К претензии нужно приложить копии документов, которые подтверждают, какие убытки понесены. Предъявить ее можно в аэропорту как пункта отправления, так и пункта назначения. Если речь идет о задержке внутренних перевозок, претензию можно подать в течение полугода со дня задержки рейса.
В-третьих, можно взыскать штраф с авиакомпании за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Его размер - 25 процентов МРОТ за каждый час просрочки, но не больше 50 процентов цены авиабилета. Не заплатить штраф перевозчик сможет только в том случае, если он докажет, что задержка произошла из-за ситуации непреодолимой силы или устранения неисправности самолета, которая угрожала бы жизни или здоровью людей, а также других обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
На что пассажир может рассчитывать в аэропорту, если самолет задерживается? На организацию хранения багажа - это раз. На предоставление комнат матери и ребенка, если на руках малыш - это два. На прохладительные напитки, два телефонных звонка или сообщения по электронной почте при ожидании самолета более двух часов - три.
При задержке рейса на шесть часов днем или на восемь ночью - на горячее питание - четыре. На размещение в отеле, если ожидание полета длится более восьми часов днем и более шести часов ночью, плюс доставку на туда и обратно - пять. Более подробно об этом можно прочитать на сайте Роспотребнадзора.