Беседу вел лауреат "Пушкинского конкурса" 2017 года, учитель русского языка, журналист и поэт Боян Бойчев. Наш портал предлагает вам текст этой публикации на русском языке.
Ядвига, вы главный организатор Пушкинского конкурса для педагогов-русистов, председатель жюри. Расскажите нашим читателям о возникновении конкурса, о его истории.
Ядвига Юферова: Если честно, и предположить не могла, что одна газетная заметка будет актуальной уже 17 лет. И тысячи людей поверят в себя в минуты отчаянья. И многие из них окажутся в Москве, и будут в День города среди почетных гостей российской столицы на Красной площади. Это они, невидимые миру атланты, когда рухнула советская империя, и "великий и могучий" стал "языком нацменьшинств", удерживали купол огромного шатра, чтобы мы по-прежнему могли видеть и слышать, любить, а главное, понимать друг друга.
Да, вначале было слово. Мы проводили в редакции "круглый стол" "Моя родина - русский язык". Как заметила учительница из Ашхабада, на страже туркменского языка стоит целое государство, на страже русского - теперь одна я. Тогда вместо политического заявления мы вместе с правительством Москвы, с Людмилой Ивановной Швецовой, объявили конкурс "Моя родина - русский язык", чтобы морально и материально поддержать неутомимых паромщиков культур.
В итоге наш Пушкинский конкурс, сразу же поддержанный МИДом России, вышел за границы ближнего зарубежья, стал ежегодным и международным.
Как всегда, очень активны преподаватели русского языка из Грузии - за эти годы они даже создали у себя в стране ассоциацию Пушкинских лауреатов. А самая памятная грузинская история была рассказана у нас в редакции Мариной Бидзинашвили: "После 5-дневной войны 2008 года мне надо было идти на первый урок русского языка в шестой класс. Тогда у нас даже из утюга звучало, что Россия - страна-агрессор. Было страшно от собственного бессилия. И знаете, что сделали дети? Когда я вошла, они встали и хором сказали "Очень здравствуйте!"
Было ли в этом году много интересных работ, трудна ли была работа жюри по выбору?
Ядвига Юферова: В том году в конкурсе приняло участие рекордное количество стран, включая Австралию, США. Мы понимаем мужество, которое потребовалось для участия в конкурсе учителям с Украины, правда, они попросили их не фотографировать…
Только что мы чествовали в Москве новых лауреатов из 30 стран, в том числе из Болгарии. Придумывая каждый год тему, мы практически продолжаем замер реальной ситуации с преподаванием русского языка. Конечно, бывает непросто определить победителя - нет таких волшебных весов - поэтому волонтерский проект журналистов "Российской газеты", поддержанный правительством, - это наш поклон всем преподавателям русского языка в современном бушующем мире, а 50 из них ежегодно удостаиваются лауреатской чести, гранта и приглашения в Москву.
Какие самые интересные темы, которые защищали участники?
Ядвига Юферова: В этом году конкурсанты писали эссе на тему "Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?". Увы, священные заклинания - это великий язык Пушкина, поэтому его надо учить, верны, но не для всех. Как шутил один из участников, "я русский выучил бы только за то, что на нем разговаривал Виктор Степанович Черномырдин". Сейчас учат русский, потому что: с русским языком можно сделать карьеру и бизнес; рунет - самый интересный сегмент интернета; ехать на заработки в Россию лучше с языком; высшее образование в России очень сильное; это язык моих предков.
Очень точно Стефан Иванов из болгарского Пловдива нам писал: сегодня учителю русского языка за рубежом нужны не столько пособия, сколько политика, которая рекламировала бы русский язык как продукт высокого качества, который приведет к успеху.
Если обобщить итоги работ участников, возможно ли, модно ли, выгодно ли изучать русский язык?
Ядвига Юферова: Да, любовь к русскому языку и культуре сейчас можно, говоря современным языком, успешно монетизировать. Но есть правда и в письме одного нашего лауреата прежних лет: "Я такая окрыленная вернулась из Москвы в Ереван, что у меня не только целый класс, даже моя свекровь выучила русский". "Доброе дело не имеет причины и награды" - эти слова Дилшада Якубова, учителя русского языка из узбекского городка Навруз, стали своеобразным рефреном нашего конкурса.
Вы - заместитель главного редактора "Российской газеты". Это самая популярная газета в России. Кто ваши читатели? Чем "РГ" отличается от других изданий? В чем секреты успеха?
Ядвига Юферова: Прежде всего, наши читатели - люди, принимающие решения. Мы - газета правительства, после публикации в "РГ" законы вступают в силу. Но, хочется надеяться, не только в этом наша сила. Большая творческая команда делает актуальную общенациональную ежедневную газету, в которой без желтизны и фейков можно найти новости и комментарии. Вы не заметили, чем больше рынок СМИ - тем более растерян читатель: кому можно доверять? Хочется надеяться, что "РГ" - это как раз та газета, которой доверяют.
У нас сильный гуманитарный блок - отделы культуры, науки, образования. Не знаю, в какой еще газете работает шесть писателей?.. Например, Павел Басинский, обладатель главных литературных премий страны, автор переведенного на многие языки романа "Лев Толстой: бегство из рая". У нас печатаются блестящие колумнисты, в том числе доктор искусствоведения Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, популярный телеведущий.
Про работу я могу говорить долго… Делать качественную газету непросто. Не учитывать интересы читателя - значит, погубить СМИ. Но нельзя делать псевдонародные издания, вещать о том, что все болезни можно вылечить лопухом, сорванным до рассвета. Да, миллионы кликнут и прочитают онлайновую диету примадонны Аллы Пугачевой, а не статью писателя Александра Солженицына "Как нам обустроить Россию". Но если сотни не будут читать Солженицына, то миллионы не будут знать, как строить страну, что значит "жить не по лжи", как справляться с вызовами современной цивилизации.
Есть ли будущее у газеты на бумаге или интернет победил?
Ядвига Юферова: Раньше говорили, кино уничтожит театр - но все живы. Электронная книга вытеснит бумажную - ярмарки не подтверждают исключительность этой тенденции. Но правда и в том, что тиражи бумажных изданий становятся меньше. В том числе и "РГ". Ежедневный номер у нас сейчас выходит тиражом 160 тысяч экземпляров, еженедельный - 3 миллиона 200 тысяч, а посетителей на сайте бывает около миллиона в день… Нельзя не учитывать это. Поэтому в "РГ" так востребованы универсальные профессионалы, которые могут работать на все платформы, а не только на принт, представлять видео-, аудиоинформацию для всех современных гаджетов.
У вас огромный опыт журналиста. Что важнее всего, чтобы быть хорошим журналистом?
Ядвига Юферова: Вопрос, как на исповеди… То же самое, наверное, что и быть хорошим учителем, артистом, врачом… Много работать. Хорошо думать. Не халтурить. Страдать за дело. Честно вести себя. И непременно быть в форме - информационной, физической…
Сейчас против России в Западной Европе, и не только там, идет мощная идеологическая пропаганда. Почему? Как бороться с ней?
Ядвига Юферова: Сильная достойная Россия, как равноценный игрок на международной арене, оказалась помехой странам, поверившим в исключительность однополярного мира с Вашингтонским ЦК во главе. Россия была другом, когда она стояла на коленях в 90-е лихие годы с протянутой рукой перед Международным валютным фондом…
Я - не политолог, я за мир и дружбу, но, мне кажется, это безоглядное безумие - пропаганда ненависти к России. Нельзя этим наркотиком травить народы. Это великая богатая талантливая страна. Выстроить сегодня адекватную международную политику без России уже невозможно. Нельзя как раньше, "нести демократию" с бомбами наперевес в Ирак, Ливию, менять неудобные правительства на коленопослушные, вздыбить весь мир, спровоцировать миллионы беженцев…
Когда на работе у меня возникает проблемная ситуация, шучу, есть два выхода: разговор или гильотина. Так как гильотины у меня нет, начнем разговаривать. К сожалению, сегодня "гильотина" для всего человечества - оружие массового уничтожения - есть уже не в одних руках.
Началась ли новая Холодная война?
Ядвига Юферова: Увы, она вовсю идет. Заморожены очень многие контакты и проекты. Люди стали считать врагами соседей и прежних союзников, боятся "неправильно дружить". История переписывается в угоду новым временщикам-политикам. Покажите мне хоть одного нормального человека, который бы от этого получил выгоду? Я не говорю о транснациональных монополиях, которые бывают в выигрыше от любой войны - холодной и горячей.
Что вы скажете о санкциях против России? Мне кажется, что они повлияли положительно на экономику России и совсем не достигли того результата, который ожидали на Западе.
Ядвига Юферова: Да, факт этот подтвержден статистикой. Не только по импорту зерна Россия вышла на первое место в мире. Мы быстро учимся, благодаря запретам и капризам. Например, некоторые мои друзья в первое время переживали: а как мы будем без французского камамбера и итальянского пармезана? Великолепные сыры стали производить в России, сырные ярмарки стали новым для нас явлением. Пусть у них еще нет многолетней репутации, но рынок очень быстро заполняется отечественным производителем.
Аграрный сектор сделал сильный рывок. Вместо целлулоидных импортных помидоров, оказывается, можно есть и свои. Хотя я прекрасно помню вкус болгарских перцев - кому они оказались неугодны? Рынок должен быть свободным. Россия вынуждена была ввести ответные меры. Надеюсь, потери, которые несут аграрии Евросоюза, станут чувствительны и для политиков Евросоюза, которые не могут не брать в расчет мнение избирателей.
Но самый главный результат санкций не поддается измерению - ощущение собственного достоинства, собственных возможностей, желание обустраивать свою страну - Россию, а не бежать в офшоры или в Силиконовую долину.
Сольются ли вновь ручьи славянские?
Ядвига Юферова: Я не пророк. Могу сказать лишь о том, что строительство прочного добрососедского дома - это огромный труд. Только не в своем уме люди могут бегать со спичками с тайным умыслом все сжечь и превратить в пепел. Я человек двух культур: родилась в Белоруссии, живу и работаю в Москве. Когда в Минске хорошо говорят про Россию, а в Москве про Белоруссию - чувствую себя как племянница английской королевы. Почему бы каждому из нас не быть богаче на добрососедство и культуру ментально близких народов? Прозрение просто необходимо.
Вам приходилось бывать в Болгарии?
Ядвига Юферова: Да, приезжала несколько раз в Камчию с Людмилой Ивановной Швецовой, вице-мэром Москвы и вице-спикером Госдумы РФ, которая, к сожалению, очень рано ушла из жизни. Я видела, какой огромный проект они поднимают со Станкой Шоповой, строя спортивно-оздоровительный комплекс. Впервые за долгие годы я услышала, как опять звучат тосты за дружбу народов.
Люди, уставшие за постсоветское время от антироссийской риторики, говорили забытые всеми слова, которые становились не просто подтекстом - смыслом взаимовыгодной московской затеи в болгарской Камчии. Хорошо быть с теми и там, где тебя понимают, не переписывают прошлое, не интерпретируют настоящее в угоду давящей конъюнктуре.
Русско-болгарские отношения. Какое будущее у нас?
Ядвига Юферова: От дружбы еще никто не умер. От ненависти гибли целые цивилизации. Думаю, мы все должны быть благодарны реальным паромщикам наших культур, большим труженикам - преподавателям русского языка. Это они помогают не только выучить язык, но и без идеологических шор и лжи понять жизнь современной России. Я очень рада, что в Болгарии у нас есть теперь Бистра, Мирослава, Боян, Бранимир, Динка…