Валентина Ивановна, 10 сентября в России прошел единый день голосования. На выборах губернаторов и законодательных собраний использовались новые правила, одобренные парламентом в этом году. Как вы оцениваете применение новаций? Нужны ли дальнейшие изменения в избирательное законодательство к президентской кампании 2018 года?
Валентина Матвиенко: Состоявшиеся 10 сентября выборы глав субъектов Федерации, законодательных собраний и муниципальных органов власти были одними из самых масштабных. Они прошли в 82 из 85 регионов. Подтверждено или обновлено порядка 36 тысяч мандатов.
Сегодня, когда итоги выборов в основном подведены, есть все основания заявить, что изменения, которые были внесены в избирательное законодательство, в том числе и по инициативе сенаторов, оправдали себя. Напомню, это упрощение порядка назначения наблюдателей на избирательные участки, сбора подписей избирателей при выдвижении кандидата, отказ от открепительных удостоверений, расширение полномочий наблюдателей и представителей СМИ, увеличение количества избирательных участков и некоторые другие. Можно с уверенностью сказать, что во многом благодаря этим новациям грубых нарушений не было, выборы стали по-настоящему демократическими, прозрачными, честными.
Что касается возможности дополнительных изменений. Хочу обратить внимание вот на что. Законодательство особенно эффективно тогда, когда оно стабильно: процедуры укоренены, правила известны, четки и понятны, а не меняются непрестанно. Давайте не будем спешить с очередными изменениями, посмотрим, понаблюдаем, как работают действующие нормы.
Теперь о возможности изменений в законодательстве, регулирующем выборы президента РФ. Я не считаю, что здесь нужны какие-либо новации. Не вижу такого запроса и со стороны общества. Даже если подобные инициативы появятся, они, несомненно, должны стать предметом широкого обсуждения. Институт президента России играет ключевую роль в государственно-политической системе страны, и, следовательно, любые изменения, связанные с выборами главы государства, должны быть тщательно взвешены.
Состав Совета Федерации изменится по итогам выборов, в палату придет несколько известных фигур. Чего вы ждете от новых сенаторов?
Валентина Матвиенко: Ожидаю, что они достаточно быстро вольются в сенаторский корпус, оперативно определятся с комитетами, в которых будут работать, что называется, без раскачки, включатся в деятельность палаты. Уверена, что именно так и будет. Наша палата, как теперь принято говорить, "заточена" на продуктивную совместную работу, нацелена на слаженное взаимодействие.
Новые сенаторы - люди с разным политическим и управленческим опытом, глубокими профессиональными знаниями. Уже можно говорить об устойчивой позитивной тенденции в том, что касается состава сенаторского корпуса. Это, несомненно, показатель высокого качества закона, регулирующего формирование Совета Федерации, повышения роли и авторитета нашей палаты в системе государственной власти. Нет сомнения, что приход новых сенаторов положительно скажется на всех направлениях нашей работы.
Двое из новых сенаторов - бывший главком ВКС Виктор Бондарев и экс-посол в США Сергей Кисляк - воспользовались исключениями из требований ценза оседлости. Как вы считаете, не стоит ли расширить список исключений, например, за счет спортсменов или ученых? Они ведь тоже часто покидают родные регионы, чтобы работать в крупных городах, за границей и приносить пользу стране.
Валентина Матвиенко: Совет Федерации - палата регионов, а не профессий. Нормы закона о формировании Совета Федерации призваны обеспечить именно эту миссию верхней палаты парламента - представление и отстаивание интересов субъектов Российской Федерации, их участие в принятии важнейших государственных решений.
Относительно чрезвычайных и полномочных послов, военнослужащих, имеющих высшие воинские звания, такие исключения, несомненно, оправданны - их место службы определяется указами президента и не привязано к конкретному региону. Кроме того, в деятельности Совета Федерации вопросы обеспечения безопасности России, продвижения наших национальных интересов на международной арене занимают важнейшее место. Поэтому профессионалы такого уровня очень востребованы в нашей работе, они, безусловно, будут влиять на качество и эффективность принимаемых в Совете Федерации решений.
Около года назад вы предложили объявить в России Десятилетие детства как продолжение Национальной стратегии действий в интересах детей. Такое решение принято, минтруд работает над планом реализации на ближайшие три года, обобщая поступающие предложения. Каких предложений стоит ждать от сенаторов?
Валентина Матвиенко: Хочу уточнить. Десятилетие детства - не просто продолжение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Стратегия была задумана как программа действий, направленная на решение наиболее острых проблем в области детства и семьи. Их тогда было немало.
Многие проблемы мы уже решили. И тем самым создали задел для того, чтобы двигаться дальше, добиваться того, чтобы условия, в которых растут, обучаются, развиваются физически и духовно российские дети, отвечали самым высоким критериям. В этом суть моей инициативы. Глава Российского государства ее поддержал и, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии, поручил правительству России в рамках Десятилетия детства подготовить соответствующий план мероприятий на 2018-2020 годы.
Работа над выполнением поручения идет. Как вы правильно заметили, к ней подключились не только федеральные министерства и ведомства, но и регионы, общественные организации, граждане. Считаю, это поможет сформировать программу действий таким образом, чтобы она в полной мере отвечала запросам нашего общества.
Разумеется, это не отменяет необходимости тщательного "просеивания", отбора поступающих предложений. Действительно ли та или иная инициатива востребована страной? Осуществима ли она, исходя из имеющихся финансовых, материальных, кадровых ресурсов? Это ключевой вопрос. Ведь ничто так не ослабляет доверия к власти, как невыполнение намеченного.
У нас за плечами большой опыт разработки и осуществления Национальной стратегии действий в интересах детей. Члены Совета Федерации готовы всемерно содействовать практической реализации мероприятий Десятилетия детства. Если потребуется - внесем необходимые изменения в законодательство, регулирующее детскую и семейную политику государства.
Завтра - первое заседание Совета Федерации в рамках осенней сессии. Какие вопросы будут в центре внимания сенаторов в ближайшее время?
Валентина Матвиенко: Это, конечно, прежде всего рассмотрение и принятие федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Проект документа должен поступить в Государственную Думу на днях. Поэтому говорить о нем подробно было бы преждевременно. Но критерии, по которым Совет Федерации будет оценивать законопроект, мы сформулировали.
Бюджет должен быть бюджетом развития, то есть нацеленным на обеспечение технологической и структурной модернизации отечественной экономики, ее выхода на траекторию устойчивого и динамичного роста. Будем смотреть, заложены ли в документе необходимые для этого финансовые ресурсы и механизмы.
Бюджет должен быть социально ориентированным. О том, что экономика растет, граждане России должны узнавать не только из сводок Росстата. Важно, чтобы они видели это в своей повседневной жизни, ощущали ее улучшение. Рост благосостояния - это важнейший фактор повышения трудовой мотивации, укрепления политической стабильности, упрочения консолидации общества. Мы поддержим все шаги в этом направлении. В частности, поэтапное повышение МРОТ до прожиточного минимума, индексация пенсий, выделение необходимых средств для реализации майских указов президента РФ. Включая повышение с 1 января 2018 года заработной платы учителей, медицинских и социальных работников. Одна из наших задач в связи с этим - проследить, чтобы министерства и ведомства своевременно довели выделенные средства до учреждений.
Для нас как палаты регионов ключевое значение имеет отражение в проекте бюджета потребностей и интересов субъектов Российской Федерации. Задача номер один - осуществление мер, направленных на снижение долгов регионов. В период весенней сессии, в том числе по инициативе нашей палаты, были приняты важные в этом плане решения.
В конце прошлой недели президент России В.В. Путин сообщил о запуске с 1 января 2018 года программы реструктуризации накопленных бюджетных кредитов регионов. Программа будет рассчитана на 7 лет, для некоторых регионов она может быть продлена до 12 лет. Условия будут максимально льготные, особенно в первые два года: регионам нужно будет выплачивать всего по 5% долга ежегодно.
Совет Федерации готов обеспечить законодательную поддержку, необходимую для реализации этой инициативы. Она позволит снять остроту проблемы. Регионы получат возможность тратить финансы именно на развитие, повысят свою инвестиционную привлекательность.
Первостепенное значение имеет и то, насколько точно и полно будут учтены в проекте бюджета положения Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Документ, утвержденный Указом президента России, ориентирует субъекты Федерации на формирование доходной базы, которая позволит им решать задачи повышения качества жизни населения, не залезая в долги. Путь к этому - стимулирование субъектов РФ к максимально полному использованию имеющихся ресурсов развития, расширение их самостоятельности в решении связанных с этим вопросов.
Наконец, бюджет должен подвести надежную финансовую базу под безопасность России, продвижение наших национальных интересов на международной арене. Сегодня есть все основания заявить: как бы ни складывалась обстановка, наша страна в состоянии гарантированно защитить свои суверенитет и безопасность. И мы будем поддерживать достигнутый уровень.
В законодательной работе главный упор будет сделан на формирование правовой базы цифровой экономики. Основные задачи - выявление и снятие нормативных ограничений ее развития, введение в правовое поле новых реалий, возникающих в этой сфере, создание регуляторов компетенций и т.д. Возникает такое важное направление законодательной деятельности, как защита прав и интересов граждан в связи с рисками, связанными с развитием цифровой экономики.
Многое предстоит сделать для ликвидации избыточных финансовых, ресурсных, управленческих издержек. Особенно много их в сфере ЖКХ. Мы начали совместную с минстроем работу над законопроектом, направленным на устранение посредников между поставщиками услуг и их потребителями. Развитие информационных технологий позволяет обойтись без таких звеньев. Их ликвидация приведет как к сокращению задолженности потребителей перед поставщиками ресурсов и услуг, так и к снижению тарифов для населения. Сделаем все, чтобы подготовить и принять соответствующий закон в сжатые сроки.
В октябре в Санкт-Петербурге пройдет 137-я Ассамблея Межпарламентского союза. Может ли она стать рекордной по числу участников и уровню представительства?
Валентина Матвиенко: Ассамблея МПС - не спортивное состязание, слово "рекорд" здесь вряд ли уместно. Вместе с тем, конечно же, количество участников - показатель важный, характеризующий политический вес и авторитет как самого Межпарламентского союза, так и страны - хозяйки форума.
Регистрация участников пока не закончена, она продлится до 3 октября. Но уже сейчас свое участие в форуме подтвердили около 90 руководителей зарубежных парламентов. Это практически в два раза больше, чем в 2016 году в Женеве, когда на Ассамблею МПС прибыло наибольшее число председателей парламентов. Всего мы ждем порядка полутора тысяч участников из более чем 150 стран мира.
Очевидно, что Ассамблея будет очень представительной. Возможно, самой представительной в истории МПС. Это означает, что обсуждение таких важных вопросов, как борьба с международным терроризмом, развитие культурного плюрализма, межрелигиозного и межэтнического диалога, будет максимально широким.
Вы говорили о том, что Россия намерена способствовать диалогу двух Корей "на полях" форума в Петербурге. Подтвердили ли свое участие парламентарии из Сеула и Пхеньяна? Какова вероятность межкорейской встречи?
Валентина Матвиенко: Республика Корея уже определила состав своей делегации на 137-ю Ассамблею МПС. Парламентарии КНДР также высказали намерение принять участие в форуме. Так что ждем в Санкт-Петербурге обе корейские делегации.
Встречаться ли делегациям "на полях" Ассамблеи - решать им самим. Россия как принимающая страна будет всемерно способствовать диалогу.
Конфликт на Корейском полуострове чреват самыми тяжелыми последствиями для Азиатско-Тихоокеанского региона, мира в целом. И потому необходимо использовать весь арсенал дипломатических средств, любую международную площадку для того, чтобы снизить накал ситуации, дать импульс политическому урегулированию. Встреча парламентариев, представляющих граждан обеих Корей, безусловно, могла бы стать первым шагом от противостояния к диалогу.
Против проведения форума в России активно выступала делегация Украины. Приедут ли в Петербург депутаты Верховной рады и представители тех стран, которые поддержали их год назад?
Валентина Матвиенко: Напомню, что украинская делегация не только выступила против Санкт-Петербурга как места проведения 137-й Ассамблеи, но и вопреки правилам МПС настояла на голосовании по этому вопросу. Украину поддержали представители пяти стран: Канады, Новой Зеландии, Австралии, Швеции и Эстонии. Тем не менее четыре из них уже подтвердили свое участие в работе Ассамблеи в Санкт-Петербурге. Хочу отметить, что и для украинских парламентариев двери также остаются открытыми.
Россией представлены исчерпывающие государственные гарантии того, что ни у кого из зарегистрированных делегатов, в том числе и у парламентариев, находящихся в так называемых ограничительных списках, не возникнет проблем с приездом в Санкт-Петербург. Мы исходим из того, что такой инструмент, как санкции, в отношении парламентариев абсолютно неприемлем, так как законодатели выражают точку зрения миллионов своих избирателей.
В свою очередь, парламентарии должны сознавать свою ответственность перед гражданами: проводить на международной арене политику сотрудничества, а не конфронтации. Будем надеяться, что в итоге парламент Украины не просто примет участие в петербургской Ассамблее, но и продемонстрируют готовность к здравому диалогу, конструктивным действиям.
Страна вышла из рецессии, экономические показатели в России улучшаются. Не пора ли вернуть индексацию материнского капитала?
Матвиенко: Введение материнского капитала, несомненно, способствовало повышению рождаемости в нашей стране. Его величина составляет 453 тысячи рублей. Как показывает статистика, большинство семей направляют ее на решение такой "капиталоемкой" задачи, как улучшение жилищных условий.
Вместе с тем очевидно, что необходимо сохранить и усилить стимулирующий эффект материнского капитала. Наряду с его индексацией важно совершенствовать использование этого инструмента, с тем чтобы он в большей степени учитывал интересы ребенка, семьи в целом. Полагаю, этот вопрос будет рассматриваться на текущей сессии в ходе обсуждения проекта федерального бюджета. Эта тема, несомненно, найдет отражение и в мероприятиях Десятилетия детства. Мы рассчитываем на то, что правительство России изыщет средства, необходимые для повышения размера материнского капитала.
В то же время хочу подчеркнуть: материнский капитал - важная, но не единственная мера социальной поддержки семей с детьми. Сертификат на материнский капитал выдается семье один раз. Тогда как решение задач образования, здравоохранения, отдыха, физкультуры и спорта, культуры, искусства требует постоянного внимания. Мы считаем, что на эти цели страна должна направлять по максимуму в рамках имеющихся ресурсов.
Социальные статьи бюджета, в особенности те, что касаются детей, поддержки семьи, являются расходами только в чисто финансовом плане. С государственной точки зрения это - продуктивные инвестиции в будущее страны. Экономить на них нельзя.