26.09.2017 19:35
    Поделиться

    В Третьяковке открылась выставка работ скульптора Николая Андреева

    Название выставки в Инженерном корпусе Третьяковки "Скульптор Николай Андреев. "Кем вы были до 1917 года" разом отсылает и к строчке из "Юбилейного" Владимира Маяковского, и к анкете раннесоветских времен - для выявления "классово чуждых", и даже к популярному сегодня онлайн-тесту Arzamas.academy. Словом, отличное название, акцентирующее пристрастную оптику бдительности, унаследованной от "Чрезвычайки".

    Скульптор Николай Андреев (1873-1932), сын бывшего крепостного крестьянина (даже фамилию получивший по имени отца - Андрея Акимова), создатель лучшего памятника Гоголю и памятника легендарному доктору Гаазу (подаренного автором Москве), любой тест, и нынешний, и советских времен, проходит играючи. Автор скульптурной Ленинианы и графических портретов участников съезда Коминтерна 1922 года (в том числе Томаса Манна и Жака Садуля), сделал скульптурные портреты практически всех известных людей начала ХХ века. Собственно, поэтому Луначарский и ангажировал скульптора. Диапазон его героев был очень широк. От литератора Петра Дмитриевича Боборыкина, поблескивающего круглыми очками, до бородатого Льва Николаевича Толстого, увлеченного рукописью... От умницы и красавца Федора Головина, одного из основателей кадетской партии, до Егора Ивановича Мочалова, метрдотеля московского ресторана "Эрмитаж"... Но широта выбора героев не означала "безразмерность": на предложение сделать памятник убитому великому князю Сергею Александровичу, прозванному в народе Ходынским - после катастрофы на Ходынском поле, Андреев ответил отказом.

    По Москве гуляла острота, что памятник на Никитском бульваре изображает Гоголя как автора всего двух произведений - "Шинель" и "Нос"

    Разумеется, знаменитым он проснулся наутро после открытия памятника Николаю Гоголю 26 апреля 1909 года. Того самого, что сегодня прячется в скверике в самом начале Никитского бульвара. Того самого, где Гоголь похож на большую нахохлившуюся страдающую птицу... Того самого, где на барельефах узнаваемы не только герои гоголевских произведений, но и актеры Московского Художественного театра, игравшие в "Ревизоре" 1908 года... Того самого, которого не зря сравнивали с роденовским памятником Бальзаку... Тогда памятник был установлен на Пречистенском бульваре, а Гоголь глядел на Арбатскую площадь. Страсти вокруг памятника закипели тут же. По Москве гуляла острота, что Гоголь изображен как автор всего двух произведений "Шинель" и "Нос". Другие, наоборот, восхищались тем, что в нем нет "ужасной скуки", а есть редкое и необыкновенно ценное качество - "рассматриваемый вблизи, он чрезвычайно нравится, заинтересовывает". Спорщики начала века и во сне не могли представить, каким "каменным гостем" работы Томского андреевского Гоголя заменят в 1952 году - "от советского правительства", и что "ужасная скука" окажется как раз конкурентным преимуществом.

    Так вот, если говорить об Андрееве, то скука точно не его жанр. Между прочим, памятник Гоголю демонстрирует не только талант, великолепную профессиональную школу, скрупулезное изучение модели, но и вкус скульптора к остро характерной театральной игре, к шаржу. Абсолютный хит выставки - "Олимп Художественного театра" (1910), который прибыл на выставку из Музея МХТ. Длинный семиметровый свиток представляет актеров и режиссеров в шествии богов-олимпийцев к трону Зевса-Станиславского. Кто с бутылкой шампанского, кто с тимпаном, кто с банной шайкой и веником... А рядом - блистательный набор скульптурных шаржей, где Балиев похож на античного фавна, актер Вишневский - в роли Неваляшки, а Иван Михайлович Москвин, бессменный царь Федор Иоаннович в одноименном спектакле, предстает в другой яркой роли - Загорецкого в "Горе от ума". И тут уж игра актера и чутье скульптора соединяются: кукла-шарж "Загорецкий" из гипса, пластилина и ткани - словно слепок знаменитого спектакля. Все эти работы делались не для "большой" сцены, а актерских капустников в подвале "Летучей мыши", которая была "местом отдыха людей - царством привольной, но красивой шутки, и подальше от посторонней публики" (Н. Эфрос).

    Наконец, Третьяковка представляет великолепное собрание цветной керамики Андреева. Одну часть - образы крестьянок в народных костюмах, сделанные с этнографической точностью, - скульптор не показывал. Он считал их, видимо, подготовительной работой над народной игрушкой. Другая часть - русалки, вакханки, сирены, наяды - как раз была известна очень хорошо. Его чувственная "Вакханка на козле" стала сенсацией выставки передвижников 1905 года. Представляя обе эти линии на выставке, кураторы дают возможность почувствовать атмосферу эпохи модерна, с его вкусом к сказке, античной мифологии и народному искусству. Этот волшебный многоцветный яркий мир транслирует атмосферу удивительной эпохи, оказавшейся сегодня в очередной раз знакомой "незнакомкой".

    Поделиться