Нехватка отечественного сырья, не уступающего по качеству импортному, сдерживает развитие многих предприятий швейной промышленности, в том числе в регионах СЗФО. И если ситуация с производством синтетических тканей в последние годы улучшается благодаря нескольким крупным импортозамещающим проектам, качественной шерсти или льна фабрикам и заводам по-прежнему не хватает.
Так, новгородская фабрика "Крестецкая строчка", которая изготавливает одежду и предметы убранства, украшенные традиционной вышивкой, закупает лен в Италии и Белоруссии. Новгородские мастера пробовали работать с российским сырьем, но отказались от этой затеи - полотно было слишком грубым.
- Мы с удовольствием будем закупать качественный отечественный лен, если он появится в продаже, - отмечает владелец предприятия Антон Георгиев. - С одной стороны, российское сырье должно стоить дешевле, с другой стороны, мы сможем воспользоваться федеральной субсидией на приобретение отечественных материалов.
Мероприятия, направленные на обеспечение легкой промышленности качественным сельскохозяйственным сырьем, должны стать частью государ-ственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяй-ственной продукции, сырья и продовольствия. Разработка подпрограммы завершится к февралю следующего года. Как считает Антон Георгиев, льнокомбинатам в рамках нового документа следует выделить субсидии на покупку нового оборудования для переработки льна. При этом важно проследить, чтобы государственные деньги тратились именно на машины, производящие качественное полотно.
- Нельзя допустить, чтобы с бюджетной помощью закупались самые дешевые станки, и на выходе опять получался грубый лен, годный только на пошив мешков для картошки, - продолжает предприниматель.
Впрочем, одно только новое оборудование не решит проблему низкого качества льняного сырья, развивает тему генеральный директор Союза производителей швейных изделий Санкт-Петербурга Светлана Молчанова. Необходимо задуматься и об обновлении посадочного материала.
- Селекцией льна наша страна не занимается с советских времен, - комментирует ситуацию Светлана Молчанова. - И качество всходов, выращенных из семян отечественных сортов, выведенных еще в советское время, оставляет желать лучшего. Поэтому в новой подпрограмме необходимо предусмотреть компенсации на закупку дорогостоящего импортного посадочного материала, к примеру, французского. Помимо качества получаемого сырья, француз-ские семена отличаются высокой продуктивностью. У нас только 12,5 процента урожая идет на производства ткани. В случае с французским льном этот показатель составляет 27 процентов. Параллельно, разумеется, следует направлять средства на поддержку семеноводства и селекции льна. Но здесь потребуется несколько лет, чтобы мы смогли увидеть результаты.
Неиспользованный лен, кстати, тоже необходимо превращать в востребованные товары - масла, биологически активные добавки и многое другое. В противном случае производство не будет достаточно рентабельным и не сможет развиваться, даже получая государственную поддержку.
- Можно взять пример с Польши, где изготавливают льняные капсулы, которыми потом отапливают помещения, - отмечает Светлана Молчанова.
В прошлом году, по информации федерального минсельхоза, лен-долгунец выращивали в 17 субъектах РФ на площади 48,5 тысячи гектаров. Одним из лидеров по производству льноволокна стала Вологодская область, где выпустили 3,4 тысячи тонн этого сырья. В основном производством льна в нашей стране занимаются крупные предприятия. Новые меры под-
держки, как считают эксперты, должны стимулировать мелких фермеров включаться в этот процесс - выращивать лен и сдавать его переработчикам.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются игроки отрасли, связана с нехваткой оборотных средств, отмечает президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. По его словам, отечественные производители нередко не могут выполнить дополнительные заказы ретейла, потому что у них нет свободных денег на закупку сырья и материалов.
- Возможно, следует запустить с каким-то из банков кредитную программу, направленную на пополнение оборотных средств предприятий легкой промышленности на специальных условиях, - предлагает Андрей Разбродин.
Антону Георгиеву видится актуальным другой механизм поддержки - освободить швейные, обувные, кожевенные, меховые и текстильные предприятия от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость на пять лет.
Возможно, такие льготы следует предоставлять компаниям, закупающим отечественные материалы. Но это условие должно заработать, только когда на рынке благодаря новой программе поддержки аграриев по-явится качественное российское сельскохозяйственное сырье.
- Вряд ли банки согласятся кредитовать легпром на льготных условиях, не получая компенсаций из бюджета, - рассуждает Антон Георгиев. - Поэтому лучше, на мой взгляд, разработать не кредитные, а налоговые преференции. Пусть это будет не полное освобождение от НДС, а снижение ставки с 18 до хотя бы 10 процентов. И пусть освобождается от налогов та часть прибыли, которую компания получила благодаря продаже импортозамещающей продукции, изготовленной из отечественных материалов. В любом случае предприятия легкой промышленности смогут вздохнуть свободней.
При этом бюджетные субсидии и компенсации не будут на сто процентов эффективными, пока не решится проблема дефицита кадров, подчеркивают эксперты. Специализированные учебные заведения Санкт-Петербурга, по словам Светланы Молчановой, выпускают в основном дизайнеров. Рабочие специальности сейчас практически не интересуют абитуриентов.
- Но на одного дизайнера, чтобы запустить производственный процесс, требуется десять швей, один конструктор и один технолог, - делится информацией генеральный директор Союза производителей швейных изделий Санкт-Петербурга. - Наши швейные фабрики готовы привлекать работников из других субъектов РФ, например из Вологодской области. Кто-то даже привез сто-двести швей из Индии. Но у производителей нет возможности предоставлять сотрудникам жилье. А петербургские власти, к которым мы обращались с просьбой о выделении комнат в общежитиях, считают, что бизнес должен самостоятельно преодолевать эти трудности. Что касается привлечения мигрантов, это еще и очень дорого с точки зрения оформления патента и уплаты налогов. Двадцать индийских швей, которых трудоустраивал один из членов нашего союза, уже вернулись на родину - с большим скандалом и финансовым спором между юридической компанией-перевозчиком и консульством. Поэтому, с одной стороны, мы все-таки надеемся на помощь государства в решении жилищного вопроса. С другой стороны - на появление социальной рекламы рабочих профессий легпрома.
Предприятиям легкой промышленности, включенным в реестр субъектов народных художественных промыслов, помощь государства требуется, помимо всего прочего, в решении сбытовых проблем. И речь идет даже не о бюджетных вливаниях, а о предоставлении субъектам НХП приоритета при закупках подарков и сувениров со стороны государственных учреждений и крупных корпораций с государственным участием.
- В России существует соответствующий указ президента, но реально он пока не заработал. Я написал письма со ссылкой на этот документ в двадцать госкорпораций. Из них в одной ответили, что ничего не знают о приоритетных закупках изделий НХП, остальные просто промолчали. Всю эту информацию я передал в минпромторг - надеюсь, в следующем году преференция все же начнет действовать. Возможно, чтобы ускорить процесс, нам вместе с министерством необходимо разработать некий каталог, суммировав всю подарочную продукцию российских предприятий народных художественных промыслов, - подводит итог Антон Георгиев.
В прошлом году объем текстильного и швейного производства в нашей стране увеличился на пять процентов, спецодежды - на 37,4 процента. При этом тканей для пошива рабочих костюмов и униформ в России стали производить на 40 процентов больше. Как считают в минпромторге, положительная динамика стала результатом принятых в прошлом году мер поддержки - субсидирования процентов по кредитам и затрат на производство тканей, финансирования расходов лизинговых организаций для обеспечения легпрома оборудованием.
- Легкая промышленность всецело зависит от платежеспособного потребительского спроса, и структура ее производства отражает его основные тенденции, - комментирует ситуацию эксперт-аналитик "ФИНАМ" Алексей Калачев. - Нетрудно предположить, что прирост легпрома в последние годы обеспечивается преимущественно за счет корпоративного и государственного секторов экономики.