- Какие традиционные промыслы характерны для Калмыкии?
Елена Киштанова: Все, что связано с животноводством. В первую очередь, изделия из кожи. Однако сейчас как таковых промыслов в республике практически нет. Во-первых, почти не осталось по-настоящему хороших мастеров, а во-вторых, при довольно развитом животноводстве у нас нет предприятий, обрабатывающих и выделывающих шкуры и кожу. Поэтому сырье используется в основном импортное.
К нам заводится турецкая, испанская и итальянская кожа. В 90-е годы в республике пытались запустить свою фабрику и даже завезли туда итальянское оборудование, но потом ее перекупили, в итоге ничего не получилось. А если же обрабатывать кожу вручную, как 200 - 300 лет назад, то продукция будет слишком дорогой и неконкурентоспособной. Сейчас в кожевенной отрасли действуют новые технологии, за которыми трудно угнаться.
Примерно так же обстоят дела и с войлоковалянием. У нас нет шерстомойки, нет оборудования для валяния шерсти. Недавно я общалась с московскими специалистами. Когда они узнали, что в Калмыкии только-только возрождается войлочный промысел, были очень удивлены. Дело в том, что в других регионах войлоковаляние уже ушло далеко вперед.
- А что могут предложить калмыцкие мастера, кроме кожи и войлока?
Елена Киштанова: Калмыки всегда работали с деревом. Мы делали пиалы и другую посуду, головоломки, плети.
Еще работали с костью. Правда, резьбы по кости у нас не было. Еще у калмыков была неплохо развита ювелирка. Когда-то наши предки производили уникальные вещи. Например, колоритные калмыцкие серьги с особыми застежками. Сейчас такие практически не делают. Кстати, в минералогии и ювелирной отрасли известен так называемый калмыцкий агат кахолонг, который, как считается, гармонизирует семейные отношения. Я выяснила, что там, где его добывали, когда-то кочевали наши ойратские племена. Но все это было очень-очень давно. Думаю, сейчас более перспективно развивать, например, национальную вышивку.
- Как чувствуют себя калмыцкие ремесленники на рынке?
Елена Киштанова: Больше всего тут подходит термин невостребованные самозанятые. Ручной труд очень дорог, а покупать поделки наших мастеров желающих мало. Сейчас прожить за счет творчества мастер не сможет.
- Но почему? Хендмейд - довольно распространенное направление, которое кормит мастеров в других регионах. Многие ремесленники успешно торгуют своими поделками в интернете, активно используя соцсети.
Елена Киштанова: Наверное, наши мастера не владеют в достаточной степени искусством продвижения своей продукции в Интернете. К тому же многие знания и умения уже утрачены, приходится заново учиться создавать уникальные изделия с национальным колоритом. С другой стороны, продукция калмыцких ремесленников может быть интересна только обеспеченным коллекционерам, имеющими возможность оплачивать дорогой ручной труд. Но таких изделий немного хотя бы потому, что калмыки - не самый известный народ в мире.
- А как же национальные костюмы, которые используются на праздниках в самой Калмыкии? Сценическая одежда для калмыцких ансамблей, антураж степной кочевой жизни в ресторанах национальной кухни? Все это тоже кто-то должен производить.
Елена Киштанова: Сценическая одежда для праздников и ансамблей - это далеко не всегда настоящая калмыцкая одежда. Настоящую, насколько мне известно, шьют только две женщины из поселка Цаган Аман. Они же обучают детей традиционной калмыцкой вышивке, но не зарабатывают на этом. Шить одежду вручную очень долго и дорого. Поэтому подобная продукция не востребована. А ресторанов с кочевым колоритом у нас не так много, и весь антураж завозится туда, как правило, из Монголии или из китайской Внутренней Монголии.
- Но в Элисте действует довольно много сувенирных лавок и магазинчиков. Им надо как-то окупать аренду, платить коммуналку, зарплату. При этом они не закрываются. Значит, востребованы?
Елена Киштанова: Да, сувениры, действительно, востребованы у туристов. Но с традиционными национальными промыслами они, как правило, не имеют ничего общего.
В Элисте сейчас работает лишь один магазин, который ориентируется на продукцию калмыцких мастеров, но и там мало уникальных вещей, изготовленных в республике. Эта проблема тянется еще с 90-х годов. Помню, тогда к нам приехали американские калмыки и я им продала первую национальную куклу. А до тех пор спроса на подобную продукцию не было.
Позже начали приезжать другие иностранные туристы. Потом у нас построили хурул, и туристов стало больше. Соответственно, появился интерес к сувенирам из Калмыкии. Но поскольку их на рынке не было, а они вдруг понадобились в большом количестве, нишу быстро заполнили китайские и монгольские поделки. Предприниматели массово кинулись в этот бизнес. Особенно он расцвел к 400-летию вхождения калмыцкого народа в состав России. На этот большой праздник сувениры завозились крупными партиями. И до сих пор происходит именно так: сувенирную продукцию с калмыцким колоритом предприниматели предпочитают заказывать в Китае и Монголии. Это выгодно, потому что там сувениры производят поточным методом на фабриках. А у нас, увы, пока возможен только дорогой ручной труд, поэтому уникальным изделиям трудно конкурировать с дешевым привозным товаром.
- И сейчас большинство калмыцких сувениров производится за пределами республики?
Елена Киштанова: Увы, так и есть.
- Ощущают ли калмыцкие мастера поддержку со стороны властей?
Елена Киштанова: Только когда у нас покупают подарки высоким гостям. Теоретически ремесленниками-прикладниками должен заниматься республиканский дом народного творчества. Но пока там больше внимания уделают песням и пляскам. Лет 20 назад был специалист по прикладному искусству. Но, похоже, ситуация меняется. Республика пытается активно развивать туризм, а ведь ремесленники идут в плотной связке с этой отраслью. Нас зовут на фестивали, появилась даже информация о каких-то субсидиях для мастеров. Но пока это только слух.
В Астраханской области поток туристов за последние несколько лет вырос со 150 тысяч до трех миллионов человек в год. Такой стремительный рост вернул к жизни почти уже забытую индустрию народных промыслов. В сезон туристы скупают все, что выставляется в небольших лавках и на открытых площадках. Поэтому многие астраханцы открывают свое дело по изготовлению сувениров и поделок. У такого бизнеса много преимуществ: учиться, как правило, нужно недолго (некоторые виды промыслов можно успешно освоить за пару недель). Материал, из которого изготавливаются поделки, исключительно местный, дешевый и доступный. А готовые народные изделия не только хорошо выглядят, как и любые другие сувениры, многие из них несут в себе сакральный смысл. Еще несколько лет назад астраханские сувениры были посвящены трем главным туристическим брендам региона: кремль, осетры и лотос. Сегодня тематика шире и материалов гораздо больше. При этом некоторые предприниматели сразу осваивают нишу элитных, дорогих подарков. Например, большой популярностью пользуются позолоченные изделия, стилизованные под украшения сарматов. Как говорят сами предприниматели, в Астрахань приезжают люди с разным достатком, и каждый находит себе сувениры на свой вкус и кошелек. Три года назад в Астрахани открылся Дом ремесел, центр сохранения культуры местных народностей. Некоторые народные промыслы удалось перенять буквально у их последних носителей. Сейчас астраханцы хотят учиться, чтобы получить дополнительные умения и навыки и в будущем открыть свои ремесленные мастерские.