Было это в 2014 году на кинофестивале в Торонто (TIFF), куда артист, более всего известный широкой публике в нашей стране по роли Шерлока Холмса в сериале, который вот уже который год показывает в новогодние праздники Первый канал, приехал представлять свой по тем временам новый фильм "Игра в имитацию". Фотографию я сделала. Издалека. Но зато могла честно теперь говорить, что стояла рядом с самим "Шерлоком Холмсом". И кто бы знал, что через три года моя погоня за звездой продолжится.
За это время Камбербэтч стал еще популярнее, потому что сыграл еще и дракона в "Хоббите", доктора Стрэнджа, Гамлета и Франкенштейна. И вот - Торонто-2017. В разных программах пять российских картин - "Нелюбовь", "Аритмия", "Сулейман Гора", "Признание" и… причастная к нашей стране картина - мировая премьера - "Война токов". В числе ее продюсеров - Харви Вайнштейн и наш Тимур Бекмамбетов. Главную роль - Томаса Эдисона, которого многие знают просто как изобретателя лампочки, исполняет… Бенедикт Камбербэтч. И да, он снова приехал в Торонто.
На этот раз его "компания" - Николас Холт - он играет Николу Теслу, и Майкл Шеннон - он выступил в роли Джорджа Вестингауза. По сюжету, да и в реальной жизни, все они - конкуренты, пытающиеся нести людям свет. Каждый из них представлял мир электричества по-своему и считал его лучшим. Фильм я посмотрела и уже "заточила" свой диктофон, как оказалось, что Бенедикт Камбербэтч интервью не дает. Он лишь примет участие в пресс-конференции. Однако, если учесть, что перед этим мне строго грозили на пресс-конференции всего лишь за то, что я пыталась снять актрису Джессику Честейн на айфон, я была бы последней, кому бы разрешили задать вопрос.
Поясняю, в этом году в Торонто решили поменять форматы пресс-конференций. Если раньше вопросами "искрили" сами журналисты, то сейчас рядом со звездами стали сажать ведущего-модератора, который один спрашивает за всех. Под конец, если повезет, возможны несколько вопросов из зала. Тем не менее все равно зал не вместил всех желающих попасть на брифинг по "Войне токов". И Камбербэтчу задали всего лишь один вопрос, мол, понравилось бы самому Томасу Эдисону то, что актер его изобразил, мягко говоря, не слишком приятным человеком.
На что Камбербэтч ответил, что все равно артисты не в состоянии до конца понять своих героев, когда те - реальные исторические личности, и приходится что-то додумывать. К слову, действительно, Эдисон в исполнении Камбербэтча - тот еще самовлюбленный изобретатель - вредный и не становится более уступчивым даже после того, как теряет самого близкого человека - жену. После этой трагедии характер его еще сильнее портится. Достижения коллег он вообще не принимает во внимание и всячески демонстрирует свою избранность. Даже до неприличия доходит. Так что симпатии герой вызывает мало, чего не скажешь об отношении к самому актеру, пообщаться лично с которым и во второй раз не удалось. И даже не получилось сделать снимок - во время брифинга запрещено.
В Торонто, на фестиваль, который называют "дорога к "Оскару", приезжают почти все актеры представлять свои новые работы. В списке 42-го фестиваля в этом году были Джордж Клуни и Мэтт Дэймон, Гэри Олдмен и Кристин Скотт Томас, Хавьер Бардем и Люк Эванс, Дайана Крюгер и Алисия Викандер... Более сотни звезд! Так получилось, что даже у всемирно известной певицы Леди Гаги, которая приехала на фестиваль представлять новый документальный фильм, посвященный ее жизни и карьере, взять интервью журналисту из России практически невозможно. Во-первых, с покупкой документального кино вообще отдельная история, и привезут ли к нам картину с Леди Гагой не на какой-нибудь фестиваль, а для проката- непонятно. Однако, насколько мне известно, индивидуальные интервью она также не давала. Пара-тройка вопросов на объявленной в последнюю минуту (видимо, для того, чтобы журналисты не разнесли зал) пресс-конференции, позирование фотографам - и все! Если очень повезет - можно разжиться билетом на премьеру и издалека сфотографировать звезду на дорожке перед кинотеатром и на сцене, когда она рассказывает о фильме. Или же опять ждать долгими часами у служебного входа: звезды в лимузин просто так не садятся - перед этим они фотографируются с поклонниками и раздают автографы.
Однако представим себе, что я бы попала в список тех, кому дозволено взять интервью у того же Камбербэтча, при условии, что он бы согласился. Как это происходит? Вначале "публицисты" - сотрудники пиар-службы фильма долго согласовывают номинацию. Рассматриваются и авторитет издания, и самого журналиста. Если он был замечен в некорректном поведении, что может означать - задавал вопросы, которые в регламенте отмечались как нежелательные (обычно они о политике и о личной жизни), лез к звезде с ненужными предложениями (поцеловаться, поставить автограф на футболке), говорил не по делу или специально провоцировал, вряд ли пригласят в следующий раз. Затем "посвященным" назначаются время и место. О них знает ограниченное количество человек, и охрана строго бдит - случайные люди туда не попадут.
Вот, к примеру, купили в Торонто для показа в России красивую костюмную историческую драму "Мэри Шелли". Известную писательницу-поэтессу - автора знаменитого "Франкенштейна" - в ней сыграла девятнадцатилетняя Эль Фаннинг (известна у нас в стране по фильмам "Малифисента", "Роковое искушение" и другим). Назначено интервью. Не индивидуальное - в составе "круглого стола". Прихожу в небольшой бар неподалеку от эпицентра фестиваля. Явки-пароли - все согласованы заранее.
Прохожу три уровня кордонов. Сажусь, как и другие журналисты, в зал ожидания. Перед нами - визажист, как русалка с зелеными волосами. Перед ней в прямом смысле слова чемодан косметики. Юная звезда приходит в сопровождении своей команды. Стилист, публицист, секретарь, на улице ее ждет водитель. Иногда еще и телохранитель. Девушку приводят в порядок. А далее она идет в зал, где вдоль стен около пяти диванов уже расположились съемочные группы различных телеканалов. Свет выставлен, микрофоны настроены. Эль Фаннинг просто пересаживается с одного дивана на другой и дает интервью. Каждый раз - новое. Ее задача хорошо выглядеть, быть веселой и приветливой, "заводить публику", но еще и оставаться при этом умной и думать, что говорит. Над каждой съемочной группой стоит публицист буквально с секундомером - хронометраж четкий. Максимум - 10-15 минут каждой. Проходит час.
Начинаются интервью для радио и печатных СМИ. Вначале - "круглые столы", потом - "индивидуалки". Такое впечатление, что у публициста в руках добавляется невидимая плетка, дабы подстегивать тех, кто задерживается. А еще и одергивать тех, кто задает вопросы, выходящие за рамки. "Круглые столы" на западных фестивалях - разговор особый. Коллеги буквально расталкивают друг друга локтями, чтобы успеть задать свой вопрос и не дать раскрыть рта остальным. Это похоже на забег на спринтерской дистанции на чемпионате мира по интервью, если бы такой существовал. Но в случае с индивидуальной беседой еще сложнее. Да, у вас больше шансов запомниться лично звезде, но попробуйте за 10 минут или даже за пять минут выстроить полноценную интересную читателям вашего издания беседу. Хотя в случае с Камбербэтчем мне хватило бы и двух минут, но и на этот раз не повезло. Зато поучаствовала в "круглом столе" с красавцем-мексиканцем Гаэлем Гарсиа Берналем, которого в свое время открыл для большого кино Педро Альмодовар, сделав героем своей картины "Дурное воспитание". Новый фильм с участием Берналя приобрели для показа в нашей стране. Поскольку недавно артист, известный у нас также по фильмам "Вавилон", "Че Гевара: дневник мотоциклиста" и другим, снялся и в картине "Сусана, ты меня убиваешь" (все еще идет в российском прокате), я, как честный человек, была просто обязана взять у него интервью. И к выходу фильма планирую опубликовать его.
Что касается "Войны токов" - пока еще неизвестна дата выхода в прокат этого фильма за рубежом, да и в России. Но фильм обязательно к нам приедет - можно не сомневаться: Тимур Бекмамбетов об этом позаботится. И если продюсер не привезет в нашу страну актера представлять фильм, есть вариант - поговорить с ним самим о Камбербэтче. Однако поскольку бог троицу любит, верю, что состоится и третья встреча со звездой британского театра и кино, и все-таки интервью получится. Уж тут я точно проведу расследование, как "миссис Шерлок Холмс", и постараюсь сделать все возможное.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"