Нефтепроводчики создали спрос на отечественное оборудование

Более 90 процентов добываемой в стране нефти и четверть производимого горючего транспортируются в нашей стране по системе магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ПАО "Транснефть". Она является крупнейшей в мире и считается сложным инженерным сооружением.

Новые времена - новые задачи

Важным звеном этой системы стала старейшая и одна из наиболее крупных организаций - Акционерное общество "Транснефть - Урал". На долю предприятия приходится 9600 (!) километров магистральных трубопроводов, расположенных в Башкортостане и еще в семи регионах России. Ежегодно предприятие перекачивает 140 миллионов тонн нефти и 12 миллионов тонн нефтепродуктов.

Совсем недавно, 3 сентября 2017 года, АО "Транснефть - Урал" отметило свое 70-летие. Возраст солидный. Но еще внушительнее выглядит путь, пройденный предприятием за эти годы. Начав с обслуживания единственного нефтепровода Туймазы - Уфа, запущенного в 1947 году, сегодня предприятие обслуживает 28 трубопроводов. Их общая протяженность более чем в 50 раз превышает протяженность самой первой "трубы", а объем годовой перекачки нефти и нефтепродуктов вырос в 75 раз.

Модернизация производства, создание высокотехнологичных рабочих мест являются сегодня для российской экономики важнейшими задачами. В некоторых отраслях процессы эти пока идут со скрипом, в других - движутся хорошими темпами. Нефтетранспортная отрасль здесь в числе лидеров. И на примере "Транснефть - Урал" это очень хорошо видно.

Курс на инновации

Сегодня предприятие ведет активную модернизацию производственных мощностей. Высокими темпами идет реконструкция линейной части - только за последние пять лет заменено 870 километров магистральных трубопроводов. Обновляется и развивается парк резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов. Сегодня их у предприятия более 240 общей емкостью свыше 2,3 миллиона кубометров, причем четверть из них реконструирована или капитально отремонтирована в последнюю пятилетку, а еще 12 резервуаров построены с нуля. Ведется замена насосов, электродвигателей, автоматизированных систем управления, реконструкция котельных - всего не перечислить. Речь идет не просто о замене участка трубы или единицы оборудования их полным аналогом. Каждый пункт "Программы развития, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта" становится еще одним шагом к качественно новому уровню работы предприятия. Добавим, что объемы Программы у "Транснефть - Урал" - одни из самых больших в системе "Транснефть". Учитывая масштабы работы предприятия, в этом нет ничего удивительного.

Старая котельная хорошо отапливала нефтеперекачивающую станцию? Да, но новая гораздо надежнее, работает в автоматическом режиме, экономит топливо и почти не дает выбросов в атмосферу. Прежняя автоматизированная система управления неплохо справлялась с контролем оборудования? Да, но новая работает в реальном времени, почти не требует обслуживания, а ее возможности шире во много раз.

И так везде и во всем. Работать еще надежнее, еще производительнее и затрачивать на это меньше ресурсов - вот к чему идет "Транснефть - Урал". И многое на этом пути уже сделано.
Благодаря внедрению множества новшеств появляются возможности, о которых раньше не приходилось и мечтать. Любой ветеран отрасли вспомнит, как лет тридцать назад вручную крутил задвижку на нефтепроводе. А сейчас из одного диспетчерского центра можно контролировать в режиме реального времени участки трубопроводов протяженностью в сотни километров. И одновременно отслеживать состояние всего технологического оборудования на перекачивающих станциях. Находясь в диспетчерском пункте в Уфе, открыть или закрыть задвижку на трассе трубопровода около Челябинска? Пожалуйста. Остановить или запустить насос на станции в Туймазах? Легко. Дать команду на заполнение резервуара на станции в Чекмагуше? Достаточно нескольких секунд. Четверть века назад это показалось бы фантастикой. Теперь это реальность.

В приоритете - отечественное

Развитие системы магистральных трубопроводов - это огромная и сложная работа. Но есть у нее еще один интересный и очень важный аспект, на котором нельзя не остановиться. Сегодня более 90 процентов оборудования и материалов, которые используются в системе "Транснефть", - отечественного производства. Многое, к слову, делается и на заводах самой компании - например, высоконадежные электроприводы для запорной арматуры или котлы для котельных. Твердые заказы нефтепроводчиков дают отечественным предприятиям возможность выстоять в непростое для всех время, а потом и расширить номенклатуру выпускаемой продукции, нарастить объемы производства. Следовательно, создаются высокотехнологичные рабочие места, обновляется оборудование, платятся налоги.

Бывает, что необходимое оборудование с нужными характеристиками в стране не производится. Так, например, было с магистральными насосами - видом оборудования, критически важным для отрасли, ведь без насосов ни о какой перекачке и речи быть не может. Казалось бы, единственный выход - закупать за рубежом. Но есть и другое решение: производить самим. И вот в минувшем году в Челябинске заработал завод "Транснефть Неф­тяные насосы", продукция которого отвечает всем современным требованиям. Челябинские насосы уже поступают на предприятия компании, в том числе в АО "Транснефть - Урал".

Недавно на линейной производственно-диспетчерской станции "Нурлино" была введена в строй подпорная насосная, оснащенная новейшими челябинскими насосами. До конца 2018 года на объектах "Транснефть - Урал" будет заменено еще 17 насосов, а с 2019 по 2025 годы - уже более сотни. А совсем скоро в Челябинске заработает и завод по выпуску современных высокоэффективных электродвигателей для насосов.

"Транснефть - Урал" вносит немалый вклад в работу в области импортозамещения и внедрения инновационного оборудования. На предприятии проводились испытания элементов и узлов для трубопоршневых поверочных установок (шаровые поршни и шаровой четырехходовой кран), шиберной листовой задвижки и другого оборудования. Оно освоено в производстве и выпускается в России. Только за последние пять лет предприятие направило на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки свыше 600 миллионов рублей.

Факторы роста

Закупая продукцию отечественных предприятий, нефтепроводчики создают спрос на современное оборудование, передовые решения, новейшие разработки, а значит, и на смелые идеи. А таких у нефтепроводчиков много. Например, внедренная в производство разработка молодого специалиста АО "Транснефть - Урал" Венера Шайдуллина не только увеличила срок службы электродвигателей, но и экономит предприятию свыше 600 тысяч киловатт-часов энергии в год. Разработка признана лучшей на XIII Научно-технической конференции молодежи "Транснефти", а также в апреле 2017 года удостоена второй премии Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие топливно-энергетической и добывающей отраслей.

Поступательное развитие предприятия подразумевает и продуманную социальную политику - иначе и быть не может, ведь именно от того, насколько уверенно чувствует себя каждый работник, во многом зависит и эффективность его труда. О высоком уровне защищенности коллектива, о развитой программе поддержки красноречиво говорит победа АО "Транснефть - Урал" в республиканском межотраслевом конкурсе "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства", а также то, что коллективный договор Общества признан лучшим среди аналогичных документов предприятий отрасли в Башкортостане.

Опыт, накопленный за семьдесят лет продуктивной работы, высокопрофессиональный коллектив и постоянное совершенствование - вот те факторы, которые позволяют АО "Транснефть - Урал" уверенно смотреть в будущее и работать на благо респуб­лики и страны.

Кстати

Основные задачи АО "Транснефть - Урал" определяются долгосрочной программой развития, составными частями которой являются инвестпроекты, Программы технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта.

компетентно

Тимур Безымянников, генеральный директор АО "Транснефть - Урал":

Профессия нефтепроводчика - из тех, что передаются из поколения в поколение. В каждом филиале нашего предприятия счет трудовым династиям идет на десятки. При этом общий трудовой стаж некоторых известных на предприятии фамилий достигает уже 400 лет. Конечно, каждый такой пример для нас - особая гордость. Ведь, если следом за дедами и отцами в профессию приходят дети и внуки, значит, люди верят и в важность своего дела, и в свое предприятие.

Наш коллектив ежегодно пополняется десятками молодых специалистов. Среди них много тех, кто уже проявил себя, остальным это еще только предстоит сделать, но для того, чтобы каждый из них смог раскрыться, добиться возможного максимума, в АО "Транснефть - Урал" созданы все условия. Все наши работники - будь то опытные профессионалы или те, кто еще только делает первые шаги на своем трудовом пути, - готовы продолжать и развивать традиции отрасли и при этом открыты для нового.

70 лет - это важная веха в истории предприятия, подтверждение его значимости и уверенного развития. За последние годы мы проделали очень большую работу, добились хороших результатов. В ближайшие годы перед нами стоят важнейшие задачи по дальнейшей модернизации производства, но я уверен, что нашему коллективу они по плечу.

На правах рекламы