Инициатива Смольного весьма встревожила киоскеров. Ведь исключений не сделано ни для газетных киосков, ни для цветочных ларьков, ни для билетных касс.
- Это продолжение давней линии Смольного. Несколько лет назад городские власти объявили войну остановочным павильонам с пристроенными магазинами. Тогда тоже все объяснялось требованиями безопасности, - говорит председатель ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
Эксперт утверждает: инициатива КИО странная, поскольку касается только НТО, но никак не торговых центров. А они в случае расширения зоны безопасности до 100 метров, по логике, тоже должны подпадать под правило. Например, это относится к ТЦ возле станции метро "Проспект Просвещения". Кроме того, не прописана судьба встроенных объектов, а их довольно много. На "Парке Победы" в вестибюль встроены многочисленные магазины. Активная торговля ведется и внутри станций.
По мнению Третьякова, запрет на киоски никак не повлияет на безопасность объектов метрополитена, зато окажется аргументом в конкурентной борьбе между торговыми предприятиями.
Примечательно, что пока власти говорят о повышении безопасности, в метро происходят довольно тревожные процессы. Станции петербургского метрополитена теперь закрывают по несколько раз на дню. Тревога обычно ложная, но число таких инцидентов сейчас увеличилось. Для сравнения, в июле станции закрывали 14 раз, в августе - 23, в сентябре - 58.
При этом время проверки станций значительно сократилось. Ровно шесть минут заняла проверка бесхозного предмета на станции "Проспект Ветеранов" 24 сентября. Столько же времени потребовалось, чтобы проверить днем ранее объект на станции "Площадь Ленина". Но настоящие рекорды были зафиксированы 8 сентября на "Площади Мужества" и 14-го на "Старой Деревне". Чтобы убедиться в безопасности объекта, понадобилось всего три минуты.
Проанализировав сводки с телеграмм-канала петербургской подземки, корреспондент "РГ" выяснила, что в июле проверка станции в среднем занимала 39 минут. В августе этот показатель уже составил 20 минут, а в сентябре и вовсе сократился до 15.
Пассажирам, конечно, удобнее: нет транспортного коллапса. Но возникает закономерный вопрос: не влияет ли это все на безопасность?
Пассажиры метрополитена размещают в социальных сетях фотографии, как сотрудники полиции проверяют бесхозные предметы. Раньше прикасаться к подозрительным объектам могли только взрывотехники. И они приезжали по каждому сигналу на каждую станцию.
Но взрывотехников приходилось ждать, спецмашина едет 20-30 минут. Иногда час. Отсюда и долговременное закрытие станций. Значит ли это, что сейчас взрывотехники просто не приезжают? В петербургском метрополитене не ответили на запрос "РГ".
Информированный источник в Смольном сообщил, что еще в конце прошлого года городские власти и руководство метрополитена обсуждали, как сократить время проверок. Иногда ситуация очевидна. Например, когда в метро забывают пустой пакет, но регламенты требуют непременного вызова бригады.
Думали над сокращением времени закрытия станций, а 3 апреля на перегоне между "Сенной площадью" и "Технологическим институтом" произошел взрыв. Сразу после трагедии в подземке началась череда проверок, потом их результаты оспаривались метрополитеном в судах. Закончились все разбирательства лишь в конце августа убедительной победой юристов городской подземки, которые доказали, что все претензии к метрополитену по качеству работы служб безопасности необоснованны. Соответственно, как только метрополитен заработал в штатном режиме, проверки стали происходить с молниеносной скоростью.
- После апрельского теракта в метро ужесточили правила безопасности, а многие сотрудники подземки, отвечающие на здоровье и жизнь пассажиров, прошли переподготовку по самым современным программам, разработанным специалистами ФСБ и МВД. Поэтому сегодня сотрудники Службы контроля метрополитена могут сами оценить ситуацию, например при нахождении оставленной авоськи на станции, и в считанные минуты провести проверку, - говорит руководитель движения "За безопасность" Дмитрий Курдесов.
Тем не менее, эксперт уверен, что для того чтобы повысить безопасность в метрополитене, нужно ввести еще ряд мер, например разделять пассажиропотоки. На действующих станциях это технически невозможно из-за архитектуры вестибюлей, но проектировать новые станции нужно с учетом этого фактора.